Описание картины Алексея Антропова Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой - Анализ картин
Портрет М. А. Румянцевой относится к так называемой “галерее старух”, принадлежащей перу Алексея Антропова. Работа выполнена на холсте, маслом.

Описание картины Алексея Антропова Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой

А. П. Антропов творил во время зарождения русского портретного искусства. Талант Антропова разносторонен: он расписывал храмы и дворцы, писал иконы и портреты. Как портретист Алексей Петрович оставался верен русской парсунной традиции. Фигуры и лица изображаемых неподвижны, лица приближены к зрителю, используется нейтральный темный фон.

Все это присутствует и в портрете М. А. Румянцевой. Однако, несмотря на недостаток художественных средств, Антропову удается показать живого человека. Глядя на портрет, зритель легко может представить, как знатная дама выглядела в жизни.

Судьба Марии Андреевны необыкновенна. Детство и юность она провела за границей вместе с отцом графом Андреем Матвеевым. Девушка была красива, умна, говорила на иностранных языках, прекрасно танцевала. Неудивительно, что сам Петр I обратил на нее внимание. Мария стала его любовницей в 19 лет. Император устроил ее брак со своим денщиком и доверенным лицом А. И. Румянцевым. У пары родилось три дочери и сын — будущий великий полководец П. А. Румянцев-Задунайский. М. А. Румянцева прожила 89 лет, успев послужить 8 императорам. Она помнила короля Франции Людовика XIV, у которого побывала на обеде, была подругой императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина II уважала Румянцеву за ум, опыт и живость характера.

До самого конца жизни М. А. Румянцева сохраняла ясность ума и прекрасную память. Пользовалась большим авторитетом и уважением при дворе. По воспоминаниям современников Мария Андреевна обладала добрым характером и много занималась благотворительностью.

Антропов написал портрет М. А. Румянцевой, когда она была уже в преклонном возрасте. Но, несмотря на годы и полноту, на лице видны остатки былой красоты. По тогдашней моде дама набелена и нарумянена, поседевшие волосы спрятаны под кружевным чепцом. У Марии Андреевны живые, умные до сих пор притягательные глаза, на губах играет полуулыбка. Голубое платье скрыто белой атласной накидкой. Однако мы прекрасно видим портрет Елизаветы I в оправе, усыпанной бриллиантами, приколотый на груди. Такие портреты императриц выдавались статс-дамам при поступлении на службу ко двору.

Портрет М. А. Румянцевой был передан в Русский музей коллекционером графом Д. И. Толстым в 1902 году.

Портрет М. А. Румянцевой относится к так называемой “галерее старух”, принадлежащей перу Алексея Антропова. Работа выполнена на холсте, маслом. Дата написания – 1764 год.

Художник запечатлел Марию Андреевну в легкой накидке, отделанной кружевом. Приоткрытая пола атласного одеяния показывает отличительный знак статс-дамы с портретом императрицы Елизаветы, выполненный в виде камеи посреди россыпи бриллиантов. Преувеличенный размер статусной драгоценности подчеркивал высокое положение его владелицы в обществе.

Прическа скрыта под небольшим аккуратным чепцом.

На зрителя с полутемного полотна внимательно и спокойно смотрит пожилая дама явно благородного происхождения. На губах – легкая улыбка много повидавшего на своем долгом веку человека. Действительно, Мария Андреевна Румянцева прожила долгую, весьма интересную жизнь при дворе почти десятка властителей России.

Блестяще образованная, молодая изящная красавица в юности была замечена Петром I и на многие годы стала его близкой приятельницей. Позднее – задушевная дружба с Елизаветой Петровной, искреннее уважение Екатерины Великой, большой авторитет при российском императорском дворе.

Художественные приемы, использованные при написании полотна, характерны для классической школы русского портрета. Вместе с тем, присутствуют две “фирменные” черты, по которым эксперты устанавливают авторство Алексея Антропова. Это, во-первых, использование металлического блеска серебристого оттенка, отчетливо заметного в глазах женщины на портрете.

Вторая особенность – специфическая техника письма. Художник вначале использует темные оттенки, а на заключительном этапе – светлый колор. Оба приема использованы при создании образа Марии Андреевны Румянцевой, чьим портретом уже несколько веков любуются ценители отечественной живописи. Характерна для данного художественного произведения парсунная манера письма, при котором темный задний фон выполняется широкими мазками кисти, а светлые части картины – мелкими, абсолютно незаметными для взгляда.

Благородная дама на картине изображена в статичном состоянии, лицо предельно близко – настолько, что виден плотный слой румян и белил, наложенных в соответствии с модными придворными тенденциями XVIII века.

В настоящее время полотно находится на хранении в Государственном Русском музее, куда в начале XX века было передано Дмитрием Толстым.