Портрет Б. В. Шереметева — Иван Петрович Аргунов. Холст, масло. 47 x 62 см
Иван Петрович Аргунов – крепостной художник, принадлежащий графу П. Б. Шереметеву. Закончив обучение у иностранных мастеров, он достиг небывалого мастерства и выразительности в портретной живописи. Ему поступало множество заказов на изображение не только влиятельных вельмож и высокопоставленных особ, но и императриц. Много портретов родственников графа он пишет для фамильной картинной галереи Шереметевых, в том числе создает образ Бориса Владимировича Шереметева.
Нейтральный темно-графитовый фон картины не отвлекает внимания от лица героя, а поясное изображение приближает его к зрителю. Перед нами спокойно и уверенно стоит молодой человек с военной выправкой, одетый в форму лейб-гвардии конного полка, в который на службу принимали только дворян.
Простой парик из темно-пепельных волос, зачесанных назад и заплетенных в небольшую косичку, завязанную черным бантом, открывают высокий чистый лоб, лицо с правильными чертами, мягкий подбородок. Темно-каштановые брови и коралловые губы подчеркивают нежный розовато-кремовый цвет гладкой кожи. В выразительных темно-серых глаза светится интерес. Внимательный и изучающий взгляд, полный чувства собственного достоинства. Теплая и дружеская улыбка таится в уголках рта.
Очень подробно, с большим мастерством пишет мастер военную форму офицера, передавая игру света и теней на плотном кафтане из сукна глубокого василькового цвета. Блестят золотые галуны, украшающие воротник и красный камзол, застегнутый на все пуговицы. Очень детально выписывает художник тонкое кружевное жабо на белой рубашке.
Характерная для живописца лаконичная палитра, в которой гармонично сочетаются темно-серая, синяя, красная и белая краски. На их фоне яро переливаются янтарно-желтые оттенки золотой отделки.
Ивану Петровичу Аргунову удалось передать открытый и добрый нрав молодого человека в сочетании с умом и внутренней силой. Он выбрал для себя военную службу и готов честно служить на благо Отечества.
Внук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино. Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, учась в Славяно-греко-латинской академии.
На нем лежал присмотр за обучением вновь набранных актеров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях. Посетителей театра удивляло и другое – непривычно уважительное отношение владельца к крепостным актерам.
Имена их в первых домашних спектаклях были напечатаны с отчествами, а в дальнейшем граф ввел еще одно новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруга Мавра – Бирюзовой, Прасковья Ивановна Ковалева – Жемчуговой. Театр Шереметева по масштабам, богатству и серьезности постановки дела и художественному уровню стоял гораздо выше других крепостных театров.
Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги – И. А. Дмитриевский, Я. Е. Шушерин, , С. Н. Сандунов, танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д. Н. Соломон и А. П. Глушковский. Известность Николай Петрович заслужил и благодаря небывалому для того времени поступку – женитьбе на своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой.
Крепостной художник сумел достичь небывалых высот в искусстве. В связи с тем, что Аргунов был крепостным Шереметьевых, все портреты художника принадлежали членам семейства Шереметьевых.
Одним из наиболее важных работ, которые стали значимыми в творческой жизни Аргунова, стал заказной портрет графа П. Б. Шереметьева. Художник старался показать непринужденную и изысканную атмосферу. Граф Шереметьев изображен на полотне в эффектной позе. Для реальной передачи изображения графа, художнику пришлось выполнить большое
количество портретов. Лицо Шереметьева написано без приукрашения – не очень красивое, тяжелое, нижняя часть сильно вытянута, нос огромного размера, красного цвета. Аргунов решил не исправлять все это. Фельдмаршал одет в черно-серый сюртук. На плечо небрежно наброшен темный мрачный плащ. Фон художник сделал тоже мрачным, темным.
Ивану Аргунову удалось постичь в совершенстве науку портретного жанра. Все портреты он старался писать как можно реалистичнее. В своей творческой жизни добился многого. И кто знает, чего бы он смог добиться, если б был не крепостным, а свободным человеком. До последнего дня своей жизни, художник пользовался особым расположением семьи Шереметьевых.
Аргунов написал портрет Петра Борисовича Шереметьева в 1760 году. Картина написана маслом на холсте. Размер полотна 92х73,5 см. На сегодняшний день портреты кисти Аргунова хранятся в музеях Москвы, Петербурга.