Анализ картины Валентина Серова Портрет И. А. Морозова - Валентин Серов
Анализ картины Валентина Серова Портрет И. А. Морозова

Анализ картины Валентина Серова Портрет И. А. Морозова

Многочисленному семейству Морозовых художник Серов написал несколько полотен. Среди них – «Портрет И. А. Морозова». Работа была выполнена в зрелые годы мастера – в 1910 году. Попрощавшись с юношеской легкостью и романтичностью, русский живописец приступил к серии портретных полотен, серьезных, вдумчивых, даже несколько драматичных. И. А. Морозов – текстильщик из Твери, а также большой ценитель искусства, коллекционирующий труды Анри Матисса. Как и вся династия, заметно богат, что явно узнается по чертам портрета.

Иван Абрамович – основательный, технически образованный (он окончил Политехникум в Цюрихе), взял в свои руки управление тверскими фабриками еще при жизни братьев. Но несмотря на то, что организация текстильного производства требовала постоянного внимания, вслед за братом Михаилом он стал страстным коллекционером живописи. Первыми его приобретениями были пейзажи К. Коровина, за ними последовали работы Левитана, Врубеля, Серова. Во второй половине 1900-х годов Морозов стал регулярно бывать в Париже, продолжив дело своего старшего брата по собиранию произведений новейшей французской живописи. Стремительность роста коллекции нисколько не противоречила обдуманности каждого шага собирателя. Ее отличала строгость выбора и некоторая сдержанность, но качество работ всегда было высочайшим. Это были, в частности, 17 работ Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Пейзаж в Овере после дождя» Ван Гога, «Купание на Сене» и этюдный портрет Жанны Самари Ренуара.

Особняк Морозова на Пречистенке стал вторым московским собранием новейшей французской живописи, которое не уступало коллекции Сергея Щукина. Комнаты на первом этаже были превращены в выставочные залы, при оформлении интерьеров были использованы работы Мориса Дени, Пьера Боннара и Аристида Майоля.

В 1908 году С. И. Щукин привел Морозова в мастерскую Матисса, популярность которого тогда только начинала расти. Коллекция Морозова пополнилась впоследствии рядом натюрмортов художника, на фоне одного из них («Фрукты и бронза»,1910, ныне в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина) и был написан Валентином Серовым портрет Ивана Абрамовича.

Мы видим фон – красочная картина французского художника Матисса в золоченой рамке. Перекрывает великое творение фигура солидного мужчины. Он сидит, опершись руками о застеленный чистой белоснежной скатертью стол. Расставив локти в стороны, он будто бы старается занять все пространство.

Чувствуется сатирически обличительное качество Серова в показанной работе. Материально состоятельный человек изображается на первом плане, оставив где-то позади шедевр искусства, загораживая его монументальным телом. Будто считая себя значительнее всего, он выставляет свою натуру. Он смог купить творение Матисса и горд собой.

Легко читаемы контрасты полотна. Изображение в раме усыпано яркими точками алых и желтых фруктов, розовеющими бутонами в вазе на фоне синей и зеленой живописи. Человек – в коричневом пиджаке, лицо его слегка розовеет. Коричневый как цвет стабильности прекрасно дополняет облик мужчины, уверенного в будущем дне.

Привлекают внимание высокий лоб Морозова, аккуратно сложенная прическа, золотая запонка и такое же кольцо. Из деталей рождается совокупный образ «хозяина жизни».

Портрет И. А. Морозова замечателен пластичностью, глубиной передачи характера и неизменной правдивостью души русского художника.