Картина написана масляными красками на холсте в 1930 году и представляет собой идеологический сюжет исторического события Октябрьской революции. Мы видим высокопоставленную фигуру политического деятеля. Владимир Ильич Ленин заметно возвышается на трибуне между большими красными флагами с золотым гербом Советского Союза. Во взгляде его глаз и жестах рук чувствуется призыв общества к действию, восстанию против царизма и буржуазии, к провозглашению коммунизма.
Цветовая гамма полотна холодная и сочетает в себе контрасты тёмно-красного и желтого в цветах флага, которые выделяются на фоне тёмно-серых, чуть зеленоватых оттенков грозового неба и одежды. Лицо Ленина написано в бежевых, желто-зеленых оттенках, рыжеватых тонов борода и усы четко детализированы.
Картина имеет исконно политический характер и написана в стиле соцреализм. Хорошо переданы эмоции вождя. Сразу понятно, о чем хотел повествовать художник, когда писал свою работу. Как овцы идут послушно за своим пастырем, так и люди идут за лидером, которого они избрали.
Простому народу буквально надоело быть хуже других. Когда богатые буржуа и аристократы получали элитное образование в престижных институтах Европы и получали стипендии далеко за рубежом, обучение крестьян грамоте было буквально под запретом. Но это далеко не самое худшее. Обычное население голодало, когда у богачей столы ломились от яств. Такая дискриминация привела к тому, что народ восстал ради улучшение жизни и будущего своих детей.
Главной чертой идеологии коммунизма является равенство всех сословий, когда отсутствуют помещики и крепостные, цари и слуги, а создается идеальный мир товарищества и братства. Люди верили, что такое возможно и распространяли легенды о подвигах Владимира Ильича.
Произведение считается классическим образцом воплощения символического образа Вождя. Александр Герасимов начал работать над картиной в 1928 г., закончив ее к 60-летию со дня рождения В.И. Ленина. В порывистой позе, выражении лица говорящего Ленина художник, как он сам пояснял, хотел выразить «клич за революцию». Динамичная, устремленная вперед в ораторском порыве фигура Ленина на фоне бурного, грозового неба; развевающиеся на ветру алые полотнища у трибуны, колонны демонстрантов на Театральной площади – с поразительным живописным темпераментом автор создает образ «Ленин — наше знамя». Это художественное воплощение образа вождя, по общему мнению, было и остается одним из лучших произведений художественной Ленинианы.
Славу деятеля советского искусства заслужил А. М. Герасимов за свою знаменитую работу «Ленин на трибуне». Изображение вождя революции было дублировано с картины миллионы раз. Художнику удалось лучше всего передать величие В. И. Ленина как ключевой фигуры коммунистического движения.
«Ленин на трибуне» писался в несколько этапов. Завершен портрет был к 1930 году, а замысел родился на десять лет ранее. Автор несколько раз переписывал свою картину. Сперва ему не понравилось положение тела вождя на картине, когда тот придерживал пиджак левой рукой. Тогда Герасимов написал заново портрет, делая акцент на правой руке.
Перед непосредственным созданием легендарного полотна, живописец долго изучал документальные материалы о Ленине, брал во внимание фотографические изображения, беседовал с приближенными к вождю особами. Самому Герасимову повезло лишь дважды воочию видеть лидера коммунизма. Но с дальнего расстояния не удалось в нужной степени разглядеть его черты. Художник хотел с точностью изобразить портрет Ленина и передать силу его духа, мощь его влияния на народные массы.
На этапе написания лица Ленина Герасимову помогал К. Е. Ворошилов, который лично знал главного коммуниста. Ценнейшие указания пригодились портретисту. Когда лицо было написано максимально близко к оригиналу, Ворошилов посоветовал художнику больше не вносить никаких поправок. Герасимов прислушался к совету товарища.
Фигура Ленина размещена высоко на трибуне. Он вещает народу о грядущих изменениях и зазывает всех стать их движущей силой. На переднем плане развиваются на ветру большие алые стяги с символикой коммунизма. Эти же флаги мелькают в огромной людской толпе у трибуны.
Фоном для портрета выступает мрачное небо, затянутое грозовыми тучами. Таким образом подчеркивается революционная атмосфера на картине.