Картину «Виртуоз» написал русский художник Николай Богданов-Бельский в 1891 году. Судьба этого талантливого живописца не может не удивлять: сын батрачки, выходец из народа добился высот, которые и не снились простому человеку, пришел к своей мечте.
Николай Богданов-Бельский все свое творчество посвятил простой деревенской ребятне. Он их не просто любил, он их знал, понимал, чувствовал, ведь этот академик и сам в детстве был таким же босоногим деревенским парнишкой.
Отца у него не было, он был незаконнорожденным. А мать слишком тяжело и много боролась с бедностью, чтобы уделять мальчонке особенное внимание – некогда было. Коля и сам работал- пас скот в летние дни. А вот зимой мальчик учился.
На его счастье, ему встретился такой чудесный учитель, который не только сумел разглядеть в обыкновенном мальчишке огромное дарование, но и сделал все, чтобы талант парнишки не затерялся.
На картине « Виртуоз» изображена стайка детей, которые с увлечением слушают маленького музыканта. Сам виртуоз увлечен своей игрой, глаза прикрыты, брови насуплены… Понятно, что мальчику не до консерваторий и музыкальных школ, скорее всего, парнишка сам обучился игре. Но он освоил эту сложную науку, иначе, не сидели бы вокруг него дети, наблюдая за его игрой.
Лица детей светлые и чистые. Каждое лицо – свой характер, своя маленькая история. Вот светлый мальчуган – звуки инструмента для него настоящее чудо. Конечно, балалайку деревенские дети видели, но ведь, когда играет на ней твой друг, это настоящее диво. Поэтому он не спускает глаз с умелой руки маленького виртуоза.
Темный мальчишка- игра ему нравится. Да и исполнение тоже, но… Но вдруг виртуоз ошибется, может такое быть? Именно это выражение написано на хитром лице парнишки.
Девочка в красном платке просто слушает мелодию, и на лице ее появляется улыбка.
Мальчик постарше стоит и задумчиво смотрит вдаль- музыка что-то ему навеяла. Видимо, маленький музыкант и в самом деле виртуоз, если заставляет задумываться своих друзей и нас, почитателей творчества Богданова-Бельского.
Когда любовь выплескивается на холст
Благодаря трудолюбию и немалому усердию простой крестьянский художник, как он себя окрестил, стал желанным гостем при императорском дворе. Живой пример сильного человека, которым невольно восхищаешься.
Детям отведено отдельное место в творчестве Богданова-Бельского. Он не понаслышке знал о крестьянской жизни и босоногом детстве и доподлинно отразил это в своих произведениях.
В сюжетах он наделял деревенских ребят той самой простотой, непосредственностью и искренностью, близкой сердцу. И «Виртуоз» исключением не является.
На лесной полянке, возле раскинувших ветви черно-белых березок расположилась заинтересованная публика и преданный делу виртуоз с балалайкой в руках. Да-да, тот самый: им оказался босой чумазый мальчишка в темно-синей рубахе и заплатками на коленях. Музыкант совсем юн, но его выражение лица не по годам сосредоточено, задумчиво, и сомнений не остается — он знает, что делает. Не может человек с таким усердием и любовью подходить к тому, в чем не разбирается.
И ощущает это не только зритель: девочка в цветастом платке не может оторвать от виртуоза взгляда, с интересом вслушиваясь в мелодию. Взгляд мальчика в красной рубахе и вовсе устремлен куда-то вдаль. Он хмурится, будто бы осмысливая услышанное. Не менее поглощены музыкой и ребятишки помладше, но они к этому делу относятся с легкостью и довольной улыбкой. Все четверо наверняка гадают, как их товарищу удается так умело управляться со струнами?
Вряд ли его учили этом. Нет, мальчик до всего дошел сам, и такое упорство достойно уважения и поддержки. И пока его верная аудитория с ним, можно не сомневаться, что и то, и другое ему обеспечено.
Под ногами детей зеленеет по-летнему свежая трава, а на фоне разворачивается традиционный русский пейзаж. Березы будто ограждают ребят от всего дурного, погружая их в этот небольшой уютный мирок. Мягкие, светлые оттенки, в которых исполнено произведение, только усиливают это впечатление.
В взгляде на картину, не остается сомнений, что художник действительно любил детей, пусть ему и пришлось умереть бездетным. Его отношение проявляется в манере письма, и в том, с каким трепетом он подходит к их изображению. В настоящий момент «Виртуоз» находится в Государственном музее Грузии.