Описание картины Николая Богданова-Бельского Новые хозяева - Анализ картин
Описание картины Николая Богданова-Бельского Новые хозяева

Описание картины Николая Богданова-Бельского Новые хозяева

Богданов-Бельский был выходцем из простой семьи, но сумел развить свой талант и стать довольно известным художником. Его героями чаще всего становились крестьянские дети, а также он писал этюды с налетом импрессионизма.

Одной из ярких работ художника, отражавшей актуальные изменения, происходившие в обществе, является картина «Новые хозяева». Из-за отмены крепостного права, многие дворяне разорились. Они были вынуждены продавать свои поместья за бесценок и уезжать. Покупали хозяйские дома чаще всего бывшие крепостные – именно они привыкли на протяжении многих поколений работать от зари до зари, и только теперь начали получать деньги за свой тяжелый труд.

На холсте изображено дворянское поместье. Прежде светлый богатый дом сейчас переживает не лучшие времена: штукатурка облупилась, окна без штор выглядят по-сиротски голыми, в центре комнаты стоит печка-буржуйка, а вокруг стола собрались разномастные стулья. Очевидно, прежние хозяева в спешке покидали разоренный дом, а новые владельцы еще не успели обустроить свой быт или даже снять со стен барские портреты.

За круглым столом, укрытым простой скатертью, за чаепитием собралась большая семья – новые хозяева поместья. Вперемешку сидят пожилые отец с матерью и шестеро детей разных возрастов. Одежда на них новая, но скромная. Стол накрыт так же просто: в центре блестящий самовар, граненые стаканы с чаем и горка круглых творожных ватрушек. Почти все сидящие серпают чай по-простому из блюдец, только старшая девушка наливает из изящного чайничка в тонкую фарфоровую чашку. Видно, что эти люди еще не привыкли к своему новому положению и немного робеют, сидя в большом хозяйском доме, где раньше, возможно, работали конюхами или кухарками.

Но, несмотря на нынешнюю неловкость, бывшие крепостные крестьяне теперь являются хозяевами в новом изменившемся мире, а значит, именно они будут устанавливать новые правила, и произведение Богданова-Бельского наглядно это демонстрирует.

Николай Петрович Богданов-Бельский вышел из бедной семьи, но смог достигнуть необычайных высот в творчестве, до известного живописца, писавшего одинаково вдохновенно — как портреты императоров, так и лица крестьянских детей.

Он понимал и любил деревню, сельских детишек, русские бескрайние поля и зеленые леса.

Лето художник предпочитал проводить в Удомельском крае Тверской области, где и была написана его картина «Новые хозяева. Чаепитие». Картина не совсем простая, как кажется на первый взгляд. Она в какой-то степени отражает некий этап в меняющейся жизни крестьян и дворян. Изменения начали происходить с 1861 года, после отмены крепостного права.

Дело в том, что после проведения этой реформы в России активно стал развиваться капитализм. Дворянство постепенно теряет свои позиции в обществе и ослабевает экономически.

Многие дворянские семьи разорялись и беднели, продавали или закладывали земли. Когда началась Первая Мировая Война, то дворян в деревнях оставалось совсем мало. Им приходилось продавать свои имения за бесценок и уезжать в город. Вот такой момент истории и нашел свое отражение в картине Богданова-Бельского.

Перед нами за чаепитием сидит семья. Это новые хозяева, только что купившие усадьбу помещиков Ушаковых из села Островно. О том, что событие произошло совсем недавно, говорит некоторый беспорядок в вещах в правом углу картины, а также, портрет в красивой позолоченной раме.

Портрет, видимо, бывшего владельца, даже не успели снять со стены. И, возможно, новоиспеченные владельцы еще и сами до конца не верят своему новому положению в этом доме. Подтверждением этому могут быть и несколько скованные позы всех действующих лиц.

Мы можем только догадываться о чем же думают эти люди. Возможно, у них еще свежи в памяти недавние времена, когда они служили в этом поместье челядью, конюхами и кухарками, кого-то даже и в дом могли не пускать. Может быть, глава изображенной на картине семьи был управляющим или приказчиком у бывшего помещика. А теперь они владеют всем этим имением, но в глазах и в поведении остается еще некоторое сомнение и неуверенность.

Но их степенность, крестьянская основательность видна во всем – в обычной посуде и еде, в простой, но добротной и новой одежде. Богданов-Бельский, как всегда, с фотографической точностью изображает мельчайшие детали – каждую клеточку, каждую складочку на рубашках и юбках персонажей картины, приглаженный вихор на голове среднего сына и его крупные крестьянские руки.

Также тщательно выписаны кисти на скатерти, резьба на кресле из красного дерева, прозрачное стекло стаканов и блеск самовара на столе. Художник на контрасте построил сюжет картины – остатки богатого интерьера (часы, картины, мебель из дорогого дерева, сад за окном) и простая семья разбогатевшего крестьянина, хозяйничающего теперь здесь.

Благодаря этому противоречию нам легче понять происходящее и сам сюжет картины. Провести параллель и перечитать с новым взглядом классику — «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова.

Николай Богданов-Бельский являлся ярким представителем движения художников-передвижников начала 20-го века, успешным академиком и председателем комиссии общества Куинджи. Мало известный широкой публике, Богданов-Бельский, однако, является знаковой фигурой в отечественной живописи.

В основном художник писал произведения на крестьянские темы, портреты детей и изображал эпизоды из их образования, а также запечатлевал пейзажные этюды, очень близкие по технике к импрессионизму.

Картина «Новые хозяева» была написана Богдановым-Бельским в 1913-ом году, в селе Островно, где жил и работал его друг. На холсте как раз и изображается зал поместья, которое расположено в этом селе. Можно заметить хорошо прописанный интерьер с большими окнами, колоннами и портретами по стенах.

Обстановка подсказывает высокое происхождение хозяев дома, и создает домашнюю атмосферу. Почему же картина называется «Новые хозяева»? Скорее всего это связано с тяжелой ситуацией в стране, ведь в те времена владельцы богатых поместий в большинстве своем разорялись и были вынуждены продавать дома более богатым помещикам.

Вокруг круглого стола собралось много людей. В центре, как всегда, стоит начищенный блестящий самовар – символ домашнего очага. Дети, женщины и мужчины, все молча пьют чай, и во всей картине чувствуется атмосфера спокойствия и уюта. Глаз цепляет простая одежда героев, так резко контрастирующая с богатой обстановкой дома.

Видимо, это и есть разбогатевшие крестьяне, которые купили у разорившихся бояр данное поместье, и теперь степенно пьют чай в своем новом владении. Однако, чтобы привыкнуть к такому уровню жизни, им понадобится время, а пока героям комфортнее оставаться в своей родной и простой одежде.