Анализ картины Валентина Серова Портрет княгини Орловой - Валентин Серов
Анализ картины Валентина Серова Портрет княгини Орловой

Анализ картины Валентина Серова Портрет княгини Орловой

Художнику удается написать очень эффектный портрет княгини. Создал он его в последний год своей жизни. Эта картина Валентина Серова Портрет княгини Орловой – одно из величайших творческих достижений живописца.

Большое внимание на полотне уделено великолепно интерьеру. Серов изображает роскошную залу дворца, который принадлежит княгине Орловой.

Как известно, эта женщина слыла невероятно модной дамой. Именно поэтому Серов уделяет ее туалету максимум внимании. Княгини изображена в нарочито картинной позе. Впечатляет великолепие мехов и блеск роскошных драгоценностей. Героиня портрета демонстрирует респектабельность. Она надменно высокомерна Серов стремится к стилю. Поражает особое решение в плане пластичности. Удивляет очень тонкая живопись в плане колористики. Все это направлено на то, чтобы полностью раскрыть суть героини в психологическом плане. Эта женщина славилась очень экстравагантным поведением.

Княгиня Орлова была знаменитой модницей в Петербургском светском обществе. Основной и, возможно, единственный ее талант – умение виртуозно носить шляпки. Современники Ольги утверждали, что кроме этого она не отличалась ни умом, ни образованностью или добротой. Однажды она заказала картину у знаменитого портретиста Серова. Но при этом, позировать мастеру у нее не находилось времени, потому что светская львица была вынуждена порхать с обеда в театр, а оттуда на бал.

Серова угнетало это обещание, поэтому он торопился как можно скорее закончить работу и был вынужден повсюду ездить за ветреной женщиной.

Героиня изначально была не очень симпатична живописцу, а накопившееся раздражение нашло выход на картине: Серов умело вплел в парадный портрет сатирическую карикатурную нотку.

Женщина изображена в нетерпеливой неестественной позе, как будто она с трудом сохраняет неподвижность, а позирование для картины ее раздражает. Выражение лица надменно-пренебрежительное: брови подняты высоко вверх, а губы поджаты. Она словно негодует, что кто-то посмел отвлечь ее от чрезвычайно важного дела – например, присутствия на очередном балу.

Современники говорили, что Орлова вся состояла из сплошных ужимок, подчеркивающих, что именно она главная светская дама. Именно одну из таких ужимок изобразил Серов, вместо всяких признаков личности.

Внимательные исследователи даже отмечают, что живописец специально так исказил тень от вазы, стоящей на столике, что ее очертания стали напоминать силуэт княгини. Так художник словно бы подчеркивает, что Орлова так же пуста внутри, как эта ваза.

Одета модель поистине вычурно, с чрезмерным старанием, которое говорит о безвкусице: на ней белое атласное платье, обнаженные плечи прикрывает меховое манто, а на голове огромная черная шляпа. Поклонники Орловой были недовольны тем, что Серов настоял на шляпе. На это художник язвительно ответил, что без шляпы княгиню бы никто не узнал.

При всей своей неумности, заказчица разглядела в изображении насмешку и невзлюбила портрет. Поэтому он довольно быстро отправился в музей.

Княгиня не была красива. Она не отличалась какими-то особыми талантами. Но особый вкус и изящество, а также огромное состояние сделали свое дело. Она была очень известной в Петербурге дамой. Многие художники мечтали нарисовать ее портрет. Ее писали не один раз. Не стал исключением и Серов.

Современники относились к этому портрету по-разному. Некоторым он нравился. Другие были уверены, что художник ироничен и даже саркастичен. Но сегодня мы знаем о существовании княгини Орловой лишь благодаря этому портрету.

Стоит отметить не только достоинства картины в плане живописи. Она может стать своеобразным пособием. Современный зритель представляет, что было можно в начале 20 века. Княгиня одета в платье из шелка с откровенным декольте.

Палантин из меха дополняет наряд. В начале 20 века юбки стали узкими. Поэтому пришлось их укоротить. Именно поэтому стали уделять максимум внимания чулкам и обуви.

Серову удается создать действительно живой портрет.