Настоящее имя Караваджо – Микеланджело Меризи. Свое прозвание он получил из – за местечка, в котором родился – Караваджио, находящееся около Милана. Он трудился каменщиком, но его манила любовь к творчеству, искусству. Учился искусству он у людей, которые рисовали фрески, помогая им смешивать краски. Так как он самоучка, то художник не знает стилей, и создает свой, ни кем ранее не открытый стиль. Его энергия к жизни выдается и в картинах.
В то время из рук в руки ходила эротическая поэма «Адонис», когда неугомонный художник познакомился с ней, он решил изобразить этого юношу. Он наклонился над ручьем, чтобы напиться воды, увидев свое отражение он влюбляется в себя с такой силой, что теряется интерес ко всему окружению. Он с удивлением смотрит на свое отражение, словно видит его впервые, он зачарован и удивлен.
Это чувство не приносит ему ни счастья, ни чувства удовлетворённости. По легенде, после смерти юношу перевоплощается в нежный цветок, названный его именем. Таким образом ему отомстила женщина, ставшая несчастной от неразделенной любви, упросившая богиню Немезиду наказать гордеца.
Караваджо в своей картине разделяет мир на две части, на реальный и зеркальный, который помогает как можно глубже понять и увидеть все вещи окружающие нас. Смотря на события, как обычно, не замечаем много, что стает видно в перевернутом состоянии. Именно такой взгляд помогает глубже увидеть и понять некоторые особенности вещей.
Художник показывает напряжение героя, его внутренняя неудовлетворённость положением дел. Основное достоинство полотна в созерцании перевернутого положение, которое, как оказалось, ставит все на свои места, в отношениях между творцом и его творением. Эта работа показывает не традиционны взгляд художника на реальное положение дел.
Мрачная история Нарцисса, изложенная в «Метаморфозах» Овидия, разворачивается на абсолютном черном фоне. Единственные видимые нам образы, без которых картина попростоу превратилась бы в «Черный прямоугольник», это фигура склонившегося над водой Нарцисса и его отображение в водной глади, в совокупности образующие круг, центром которого является самый освешенный фрагмент полотна — коленка самовлюбленного юноши.
Эта работа была создана в середине карьеры Караваджо — время, о котором до сих пор известно не так уж много. Однако, если судить по картинам, в то время Караваджо предпочитал придавать своим картинам магическое ощущение таинственности и загадки, напряжение и очевидной сосредоточенности героев на своих внутренних переживаниях.
Еще одна отличительная особенность работ Караваджо той поры — использование одних и тех же моделей при написании разных картин. Так, юноша, позировававший для «Нарцисса», поразительно поход на ангела с картины «Отдых на пути в Египет» (1596).
Вышесказанное относится и к одеяниям персонажей. Нарцисс одет в жилет из того же материала, что и платье Марии Магдалины в «Кающейся Магдалине». Будучи еще бедным молодым художником, Караваджо был известен тем, что повторно использовал те же модели и костюмы с одной-единственной целью: чтобы сэкономить деньги.
Как не сложно заметить на примере картины «Нарцисс» влияние ломбардского стиля Моретто и Савольдо остается все еще очень глубоким, и в то же время Караваджо продолжает смелые и новаторские эксперименты со светом и тенью, которые в конечном итоге станут главной отличительной чертой его работ.
Нарцисс — сын речного бога Кефиса и прекрасной нимфы Лириолы, юноша несказанной красоты, любви, дружбы и расположения которого добивались сотни особей как мужского, так и женского пола. Тем не менее, гордый и самовлюбленный Нарцисс с негодованием прирожденного сноба, эгоцентрика и эгоиста отвергал любовь своих воздыхателей, обрекая их на ужасные страдания, а кое-кого и на смерть.
В конце концов, творимый Нарциссом беспредел переполнил чашу общего терпения. Все униженные и оскорбленные высокомерием этого «красавчика» взмолились Немезиде, и та, разобравшись в сути вопроса, решила наказать бездушного наглеца.
Немезида сделала так, что во время одной из охот Нарцисс увидел в реке свое отражение, влюбился в него без памяти и, не в силах оставить его, умер на том же месте от голода и жажды. Когда нимфы пришли за телом его, то увидели, что на месте смерти Нарцисса вырос красивый цветок, названный в честь самовлюбленного юноши.
Интересно, что античные писатели часто ассоциировали воду, в которую глядится Нарцисс, с водами Стикса, а цветок нарцисс, в который превратился мальчик, ассоциировался исключительно со смертью.
В эпоху Караваджо история Нарцисса была чрезвычайно популярна в литературе, где ее пересказали Данте и Петрарка; кроме того, друг Караваджо, поэт Джамбаттиста Марина, создал собственное развернутое поэтическое описание Нарции. История влюбленного с себя до смерти красавца пользовалась популярностью и в кругах утонченных ценителей искусства, к который принадлежали Винченцо Джустиниани и кардинал Франческо дель Монте — покровители художника.