Анализ картины Ивана Никитина Портрет напольного гетмана - Анализ картин
Анализ картины Ивана Никитина Портрет напольного гетмана

Анализ картины Ивана Никитина Портрет напольного гетмана

В Государственном музее Санкт-Петербурга есть одна очень загадочная и великолепная по исполнению картина. Ее автор русский портретист Иван Никитин. Вписанный в прямоугольник овал представляет нашему взору фигуру зрелого мужчины.

Военная форма говорит о деятельности этого человека. В 17 и 18 веках так одевались командиры казачьих полевых отрядов. Историки и искусствоведы немало спорили, кто же изображен на картине. Ведь сам Никитин творил под покровительством Петра Великого и писал в основном фигуры значительные, известные. Но исследования так и не открыли тайну изображенного лица.

В XIX веке портрет считался изображением гетманов: И. С. Мазепы, П. Л. Полуботка, И. И. Скоропадского, Д. П. Апостола. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).

В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» — автопортрет Ивана Никитина. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано в конце XIX столетия, в дальнейшем не оспаривалось и было подтверждено технологическим исследованием. На портрете неизвестного предстает почти трагический образ, находящегося наедине с собой, думающего горькие думы человека. Его запавшие глаза с покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль, а вглубь себя. Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер, которому под силу сложные психологические характеристики.

«Портрет напольного гетмана» Ивана Никитина – надпись на оборотной стороне полотна. Она может свидетельствовать, что изображенный человек – собирательный образ военных командиров Петровской эпохи. И хоть лицо это не было известно всему миру, картина в итоге прославилась и за пределами места ее создания.

А дело все в том, что Иван Никитин был первым живописцем Российской империи, который отказался от традиционного иконописного стиля и работал, как тогда было популярно в Европе.

Большинство портретов 18 века демонстрируют людей высокопоставленных, наделенных властью и богатством. Художники уделяли больше внимания внешним атрибутам социального статуса: украшениям, одежде.

Психологическая же характеристика изображаемого была безликой, лица напоминали безжизненные маски, лишенные души. И только Никитин осмелился заглянуть в души своих моделей, отодвинув на второе место все внешнее.

Напольный гетман изображен как нельзя реалистично: кафтан слегка расстегнут, прическа не тронута гребнем. Его взгляд свидетельствует о суровой жизни, полной не всегда радостных событий.

Знающий войну мужчина изображен в приглушенной гамме. Темно-коричневый цвет, слегка разбавленный золотым, голубоватым и коралловым, создает драматичный эффект. Бороздящие лицо морщины, седина, уставшие, но внимательные глаза повествуют о жизни боевого командира эпохи Петра I.