Большую известность Ивану Аргунову, крепостному художнику принесли его потрясающие портреты. За свою долгую жизнь, Аргунов написал огромное количество портретов, писал он и простых людей, и монарших особ.
Аргунов стремился к максимальной достоверности портрета, без приукрашиваний. Поэтому его портреты отличаются натурализмом и обаянием.
Данный автопортрет художника тоже отличается живостью и лиричностью. Аргунов на автопортрете изображен в домашнем костюме за рабочим столом. На столе небрежно брошены циркуль и карандаши, в руке художник держит кисть.
Создается ощущение того, что он оторвался от работы буквально на минуту.
Одет художник в золотисто-коричневый костюм, на голове его парик, который в то время носили не только в официальных случаях, но и в повседневной жизни. Изображенный на портрете художник смотрит прямо на зрителя, взгляд его теплый и доброжелательный.
Мастерски, прямо с любовью прорисованы складки и детали одежды. Мягкие черты, теплые оттенки, выбранные художником, показывают автора в уютной домашней обстановке.
Аргунов на автопортрете не изобразил никаких лишних деталей, которые могли бы отвлечь зрителя от изображения человека. С однотонным задним фоном контрастирует светлое пятно шейного платка художника.
Аргунов Иван Петрович – русский художник-портретист, происходивший из семьи крепостных, принадлежавшей роду Шереметьевых. Известность Аргунову принесли его многочисленные работы в портретном жанре. За свою творческую жизнь он работал над портретами многих людей, от монарших особ до простых людей из народа.
В своих произведениях, даже парадных, художник стремится изображать людей такими, какие они есть, не приукрашивая действительность. Поэтому портреты Аргунова получаются такими живыми, обаятельными и лиричными.
Не отходит художник от своих принципов и при написании автопортрета. Художник изображает себя в домашнем костюме, золотисто-коричневый цвет которого сливается с общим фоном. Приглядевшись к картине повнимательнее, можно заметить, что Аргунов сидит за рабочим столом, на котором хаотично разбросаны инструменты: карандаши, циркуль. В руке художник также держит перо или карандаш. Все это создает впечатление обычности и достоверности изображенного на картине. Кажется, что человек на минуту оторвался от своих дел, чтобы позировать для портрета.
Аргунов сидит вполоборота, что придает картине некоторую динамику. Она не выглядит застывшей, статичной, плоской. На голове мужчины парик, ношение которого было обязательно в то время не только в торжественных случаях, но и в повседневной жизни. Взгляд Аргунова, теплый, доброжелательный и немного заинтересованный, устремлен прямо на вас.
С удивительным мастерством прорисованы складки на одежде. Мягкость линий, блики света на костюме, теплые тона красок, выбранных художником для автопортрета, – все это усиливает ощущение теплоты и камерности картины.
Ничто не отвлекает зрителя от созерцания человека на картине. Нет никаких лишних деталей. Задний фон однотонен. Единственное яркое пятно на картине – бирюзовый платок, завязанный на шее Аргунова.