Описание картины Иеронима Босха Корабль дураков - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха Корабль дураков

Описание картины Иеронима Босха Корабль дураков

Босх — мрачновато готический художник Эпохи Северного Возрождения с головой полной удивительных и странных мыслей, которые выливались на полотна гротескными и демоническими образами вкупе с нравоучительными тенденциями.
В то время как Церковь считалась единственной и непоколебимой догмой, а священнослужители представителями высшей знати, Босх в открытую насмехался над ними всеми вместе взятыми.

Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.

Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.

Картина «Корабль Дураков» была верхней частью триптиха, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, лишив удовольствия созерцать очередное творение смелого и прогрессивного, мрачного гения иронии и сарказма, Иеронима Босха.

Верхняя часть от несохранившегося до наших дней триптиха, полотно «Корабль дураков» одно из наиболее популярных произведений голландского готического живописца. Нижней частью триптиха была картина «Аллегория чревоугодия и сладострастия».

Корабль в картине традиционно символизирует веру, религию, ведущую души людские в небесное пристанище. В этом корабле, кроме крестьян изображены еще и монах с монахиней, как показатель падения нравов как среди простых прихожан, так и служителей Господних. В густой листве затаилась сова. Монахиня открыла рот, не то в песне, под лютню, на которой играет, не то в стремлении откусить кусок от подвешенного на веревке хлеба.

Поют с монахиней вместе еще несколько человек, один – почти бросив в воду гигантский половник, второй широко раскрыв рот и расставив руки в стороны.

Лютня здесь изображена как символ женского полового органа, соответственно играть на ней – означает развратничать. Тарелка с ягодами и винный кувшин за бортом обозначают грех любострастия. Чревоугодие представлено в нескольких персонажах: первый тянется ножом до верхушки мачты, чтобы срезать оттуда жаренного гуся, второй переклонившись за борт задыхается в приступе рвоты, а третий все с тем же половником вместо весла.

Монахи продолжают распевать песни под лютню, не замечая того как их кораблю Церкви уже превратился в Корабль Грехов без штурвала и парусов тянущий всех пассажиров прямо в ад.

Мачта этого корабля настоящее живое дерево с листьями, а сломанная ветка – штурвалом. Существует предположение, что дерево это праздничное, церковное, вокруг которого водят хороводы встречая весну. А весна, в свою очередь – время года, когда больше всего грешат как миряне, так и духовенство.

Всем здесь правит шут с бубенчиками на одежде. Фигура дурака, сидящего от всех поодаль с маской на палке, символизирует людские слабости, независимо от того миряне это или люди Господни.

В Лувре хранится точно такой-же как и картина, рисунок с таким же названием, эскизом который, назвать очень трудно. Он является законченным смысловым произведением, или репетицией. Некоторые искусствоведы предполагают, что ничего особенного Босх не имел ввиду, когда его рисовал, это просто была подготовка одноименной гравюры.

В тысяча девятьсот восемнадцатом году картину передали в Лувр, где она хранится и сегодня.

Корабль дураков — Иероним Босх. Около 1510-1515. Дерево, масло. 57,8 x 32,5 см.

На картине выдающегося фламандского живописца Иеронима Босха (около 1450-1516) изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту, видно, что они представляют разные слои общества. Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду.

Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, — знак сатаны.

Возможно, в основе картины «Корабль дураков» лежит сюжет одноименного произведения Себастьяна Бранта (1494). Согласно мнению Девагеларе, исследователя творчества мастера, эта картина — «сатира на моральную распущенность духовенства, позволяющего кораблю Церкви плыть без руля и ветрил, пренебрегшего своим долгом спасения душ — пловцов рядом с лодкой».