Фокусник — Иероним Босх. Дерево, масло. 53 x 65 см.
Картина «Фокусник» Иеронима Босха изображает группу людей, с восторгом и удивлением следящих за фокусником. Он якобы извлекает изо рта одного из зрителей лягушку.
Большинство людей в толпе не просто наблюдают за происходящим, но и являются своеобразными символами: человек в монашеской одежде, что стоит за спиной подопытного, крадёт из его кармана кошелёк; мужчина, стоящий рядом с женщиной, видит обман и указывает на сообщника фокусника; ребёнок смеётся над доверчивым зевакой. Последний образ отсылает зрителя к нидерландской поговорке, согласно которой люди, которые верят в фокусы, попусту растрачивают деньги и становятся посмешищем даже для детей. Всё это говорит о презрительном отношении художника к наивности простых людей.
Среди наблюдающих есть и персонаж, который неоднократно появляется и на других картинах художника – человек в зелёной одежде. Он смотрит на происходящее, но взгляд его направлен одновременно и на зрителя. Неизвестно, есть ли у героя прототип из реальной жизни, однако стоит отметить, что на полотнах он обычно изображён как негативный персонаж.
Образ фокусника ещё более неоднозначен. Безусловно, подобные мошеннические представления всегда были популярны, и Босх высмеивает это явление. Но здесь заложен и более глубокий смысл.
Красная одежда фокусника напоминает форму кардинала, а стол с его инструментами – церковный алтарь. Сцена с извлечением лягушки также может отсылать к обряду экзорцизма. При этом из корзинки мошенника выглядывает сова – часто используемый Босхом символ зла.
Кроме того, сообщник фокусника одет как доминиканский монах, а взгляд его устремлён в небо, однако его деяние – воровство – преступно и греховно.
Таким образом, картина является ещё и сатирой на продажных священников, которые обманывают прихожан, якобы изгоняя из них дьявола и очищая их от грехов.
Едкая сатира на католическую церковь
Работа полностью оправдывает свое название не только сюжетом, но и историей. Полотно с таким названием хранится сейчас в Муниципальном музее Сен Жермен-а-Ле (Франция), но оно не является оригиналом.
Первоначальная версия “Фокусника” не сохранилась, но с нее было сделано 5 живописных копий и одна гравюра. Делал ли Босх эти копии самостоятельно или поручал это своим ученикам – неизвестно. Из-за этого картину невозможно точно датировать. Известно только, что она относится к раннему периоду творчества художника и была создана в последней четверти XV или самом начале XVI века.
Насколько это относится к экспонату музея тоже неясно, потому что в 1978 году он был похищена, а через год возвращен. Но экспертизу подлинности полотна после его обнаружения никто не проверял. Есть версия, что сейчас в музее выставляется подделка, которую нашли во время полицейского расследования.
Сюжет “Фокусника” — едкая сатира на католическую церковь. Алая одежда главного героя является прямой отсылкой к нарядам кардиналов. Стол, на котором разложен инвентарь – намек на алтарь.
Группа горожан смотрит увлекательное представление – фокус с шариками и наперстками. За столом спрятана дрессированная собачка, а сбоку у стола – обруч, пока скрытый от зрителей. Видимо, выступление животного должно быть следующим номером программы.
Фокусник держит в руках золотой шарик и хитро улыбается. На поясе его одежды закреплена корзинка с совенком – символом знания. Это символически означает, что проводит представление умный человек.
Один из зрителей намерен разглядеть все детали и разобраться в происходящем. Он даже наклонился к столу, внимательно отслеживая движения рук фокусника. Изо рта этого наблюдателя выпадают лягушки – символ глупости. Одна уже сидит на столе, а вторая видна между открытых губ человека.
Зритель так увлечен наблюдением за действиями фокусника, что не обращает внимания на ребенка, иронично наблюдающим за ним, и на замечает, как становится жертвой ограбления. Мужчина в светлой одежде и очках делает вид, что смотрит вверх. А его рука уже схватила кошелек, висящий на поясе зрителя. Он одет в сутану ордена доминиканцев и таким образом тоже символизирует обман наивных верующих.
Остальные люди не слишком увлечены представлением. Мужчина в черном костюме откровенно заигрывает с дамой в красном. Он положил ей руку на плечо и фамильярно тычет пальцем в грудь. Дама игриво улыбается и совсем не интересуется тем, что делает фокусник.
Монахиня пристально смотрит на руки фокусника, но ее лицо безучастно, она погружена в свои мысли. Слева от нее человек в коричневом костюме стоит с закрытыми глазами. Крайний справа персонаж в зеленом плаще – историческая загадка. Он появляется почти на всех картинах Босха, но какова роль этого персонажа в сюжете, до сих пор неясно.
Простолюдин с растрепанными волосами, без головного убора, оттеснен более состоятельными гражданами на задний план. Он словно пытается прорваться поближе, но монахиня твердо преграждает ему путь.
Человек в черном стоит позади всех с безучастным взглядом. Видимо, он шел мимо и на минутку остановился, но ничего интересного для себя не увидел.
Картина наполнена также тайными знаками, которые искусно вписаны в композицию, но разглядеть их неопытному зрителю сложно.
Демонстрация фокуса проводится в яме или подвале ниже уровня земли. Пока люди смотрят представление, они не видят ни неба, ни травы, не наблюдают ничего из происходящего в реальной жизни. Так аллегорически Босх высказался о роли католической церкви в жизни верующих.