Описание картины Иеронима Босха Стог сена - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха Стог сена

Описание картины Иеронима Босха Стог сена

Воз сена — Иероним Босх. 1516. Дерево, масло. 147 x 212 см.

Иероним Босх — известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения, один из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

В центральной части открытого триптиха «Воз сена» изображена повозка с огромным стогом сена, вокруг которого развиваются все действия и сюжеты картины. Воз влекут семь ужасных полулюдей-полузверей: наполовину львы, собаки, медведи, рыбы, волки. Они символизируют гордыню, деспотизм, жадность, жестокость и другие пороки.

За повозкой следуют представители различных сословий, каждый из них стремится ухватить себе сена. Людьми движет жажда наживы, из-за которой они бьют и убивают друг друга. Эти сюжеты представляют собой грехи воровства и распутства.

Только сильные мира сего не вмешиваются в драки, потому что этот воз итак принадлежит им. На вершине стога под аккомпанемент служителя Дьявола музицируют люди, за ними стоит, обнявшись, пара влюбленных.

В верхней части композиции на золотом облаке изображен наблюдающий за происходящим Всевышний, к милости которого взывает отчаявшийся вразумить людей ангел.

Главный мотив картины человеческая глупость и жадность, из-за которых люди не могут сделать выбор между земными богатствами и возможностью вечно жить в раю.

Триптих “Воз сена” написал нидерландский художник Иероним Босх к 1515 году.

Рай, наш мир и ад — весь цикл жизни в триптихе Босха

Это полотно — скрытый философский трактат: по этике, космологии и истории. Она занимает алтарь, или складень, изнутри и видна при его раскрытии. Рай — первая часть истории мира в церковном понятии. И в плане этики. Этот мир еще безгрешен для людей, хотя лишь как этап, в оценке сверху вниз. Начало темы — восстание ангелов против бога. Оно закончилось крахом: архангел Михаил со своей ратью подавил бунт и восставших сбросили с неба, превращая, попутно, в чудовищ. Что и отразилось слева, в панораме. А дальше…

В Эдеме – райском саду, была создана Ева, женщина для уже появившегося Адама. Эта фаза истории обозначена ниже как символ события – появления людей. Но вскоре случился сбой – утрата безгрешности. Поддавшись змею-дьяволу, что на дереве, оба они нарушили волю бога, за что и потеряли Эдем. В нижнем финале их изгоняет ангел-меченосец и Ева, видимо не случайно, смотрит на будущий мир – средоточие зла.

Наш мир – воз сена. Здесь, в центре, этический мотив возрастает. Мир, современный Босху, отличен своеобразной чертой – как воз с сеном. Подоплека ясна: почти все под луной движется одинаково, путем греха. Того, что создали Адам с Евой, покорные дьяволу. Грехов, даже главных, немало, господствует алчность. Проявляется это так: вереница людей шествует за возом, что полон сена, символа богатства. Но по сути, дешевого на фоне благодати, как и положено сену, и обещающего им, людям, только ад. За алчность, гордыню богачей, обжорство монаха. Похоть людей на сене, между ангелом и бесом и под властью беса. И подтверждение тому — демоны, что тащат воз направо, к царству Сатаны. Последней фазе человечества. Под взглядом Иисуса Христа, сознающего, что нет иного пути для тех, кто порочен.

Ад. Колорит Босха в том, что геенна преисподней выдана как мир Башни, что строится слугами дьявола среди тех, кто грешен и несет свою кару. Идея башни проста: Вавилон сокрушил, за ряд веков до нашей эры, царство евреев и стал для них символом зла. Отсюда и Вавилонская Башня как символ греховности и, соответственно, его – дьявола. Персонажи, по сути, те же, что и слева, но уже без сенной суеты, полные страха под свирепым натиском бесов. Их поражают всячески, на фоне злого пожара и руин: следов того, что было и не возродится.

Босх одним из первых нарушил традицию и стал изображать обычных людей. Эксперты считают, что этот триптих создан в технике мазка, не самой частой в то время, и является шедевром стиля и мысли.

В пору заката Возрождения и расцвета инквизиции общество было наполнено тревожными предрассудками и суевериями. Художники, творившие в эти мятежные времена, как могли, старались прояснить взгляд на мир. Иероним Босх пишет с 1500 по 1502 гг. масштабный по количеству фигур триптих «Стог сена».

Центральное полотно триптиха вдвое шире боковых створок. Но все они объединены в один сюжет. Слева – «Грехопадение» – на разных планах картины рассказана библейская история изгнания из рая.

Середину триптиха занимает «Стог сена», или представление художника о мирской жизни. Согласно нидерландской поговорке мир являет собой стог сена, и человек хочет ухватить от него, сколько унесет. Как раз этот образ лег в основу композиционного центра всего полотна.

Высокий стог сена лежит на повозке, которую тянут в преисподнюю странные звероподобные существа. Босх искусно пишет фантастических служителей Дьявола. Их обличья подобны волчьим, рыбьим, львиным и медвежьим головам, однако ноги остаются человеческими. Вокруг сена мельтешит людская толпа. Увлеченные жадностью, они дерутся за вожделенное сено. Кто-то падает, попадая под колеса повозки, другие хотят пробраться к ней с помощью лестницы. За возом следует многоликая толпа, где видны крестьяне, горожане и даже сам император с папой Римским.

На переднем плане сидит фигура растолстевшего служителя церкви. Несколько покорных монахинь подносят ему свою добычу.

На возе сидят влюбленные парочки в компании с музицирующим чертом. С другой стороны от них – молящийся ангел. Он взывает к Всевышнему на облаках смилостивиться над падшими людьми. Ведь всех их ждет ад, который изображен на правой створке полотна.

Босх создал прекрасную нравоучительную картину. В качестве главного символа которой выступает сено как аллегория никчемности земных богатств.