Описание картины Энтони Ван Дейка Семейный портрет - Энтони Ван Дейк
Описание картины Энтони Ван Дейка Семейный портрет

Описание картины Энтони Ван Дейка Семейный портрет

Картина «Семейный портрет» написана фламандским художником Антонисом ван Дейком в 1621 году. Одна из лучших его работ.

На полотне молодая мама сидит в кресле и держит на руках ребенка, который смотрит на отца, подняв голову вверх. Отец семейства смотрит на зрителей грустно и задумчиво, а его жена — молодая и симпатичная женщина — доброжелательно.

Художнику удалось сохранить живой контакт с моделями. На картине есть драпировки, добротные предметы мебели, элементы пейзажа. Муж и жена не показывают своих чувств открыто, но компактная композиция создает впечатление доверия и близости между ними. В открытом взгляде женщины улавливается сообразительность и чувство собственного достоинства. Мужчина же выглядит сдержанным и серьезным.

В ранних работах художника есть связь с национальными приемами портретной живописи, простые и лаконичные композиции, великолепная передача фактуры. Бархатная драпировка пурпурного цвета, вставка из золота на платье матери, зеленая юбка ребенка и розовое ожерелье создают утонченную и нарядную гамму в сочетании с белым и черным.

Сложно сопротивляться обаянию героев портрета, хочется додумать их историю, характеры. В выражениях лиц есть что-то еще, скрытое от посторонних, заставляющее узнать, кем были эти люди, как их зовут.

Шестым чувством зритель понимает, что герои этого портрета счастливы и несчастны одновременно. Мужчина будто ощущает нависшую беду, стремится уберечь от нее свою семью и готов принять удар на себя. Именно он – центр композиции, художник выделил этого персонажа, написав как бы другой техникой. Конечно, муж связан со своей женой и ребенком, но обособлен и существует отдельно.

Неизвестно, что за семью на самом деле рисовал художник и какая у них история. Оправдано ли предчувствие беды, или все обошлось. В работе чувствуется невеселый настрой ван Дейка и его двойственность, которая была с ним на протяжении всей жизни. «Семейный портрет» можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Эта картина – одна из ярких в творчестве живописца. Но она таит в себе некую загадку. Достаточно сложно сопротивляться обаянию этого чудесного портрета. Его сила действительно интригует. Он помогает пробудить воображение, желание домыслить характеры. Зрителю хочется придумать историю жизни этой семьи.

Чем дольше мы смотрим на эти лица, тем сложнее понять их выражения. В них достаточно зримо проступает тень, которая необъяснима. Но это фактическая сторона дела, а не живописная.

Нам хочется, во что бы то ни стало, узнать, кто перед нами. Мы стремимся понять этого человека с лицом бледного оттенка и взглядом, выражающим кротость. Он облокотился на спинку роскошного стула из кожи.

Образ, созданный Ван Дейком удивляет. Художник смог показать, что человек проникнут счастьем. Но именно оно и предполагает печать. Где-то в глубине таится тревога, предчувствие беды, которая вполне может случиться совсем скоро. Такое ощущение, что над хрупким счастьем нависла беда. Мужчина стремится уберечь от нее ребенка и жену. Весь удар он собирается принимать лишь на себя.

Эта драма любви действительно впечатляет. Ребенок и женщина являются второстепенными персонажами. Центр портрета – мужчина. Если зритель очень внимателен, то он сможет даже увидеть, что фигура его выделена даже композиционно. Он написан словно в другом пространстве. Конечно же, оно имеет соприкосновение с тем, в котором написаны два других персонажа картины, но существование его полностью обособлено.

Если бы нам дано было знать, кто перед нами, мы могли бы выяснить, смог ли художник предугадать ту опасность, которая, как черное пятно, нависла над этой семьей. А может быть, он, как многие портретисты, зря приписал этому отцу семейства ложные страхи.

В портрете можно почувствовать печальный взгляд художника, который со стороны наблюдал за состоянием души своих героев. В этом творении отразилась раздвоенность души живописца. Она преследовала его на протяжении всей жизни.