Описание картины Энтони Ван Дейка Святой Иероним - Энтони Ван Дейк
Описание картины Энтони Ван Дейка Святой Иероним

Описание картины Энтони Ван Дейка Святой Иероним

Ван Дейк писал огромное количество портретов. Сюжеты мифологические и религиозные становятся основными темами его картин.

Два года он помогал Рубенсу, что стало причиной такого сильного влияния на его живопись столь сочной манеры, присущей живописцу. Ван Дейк постоянно варьировал те образы, которые были характерны для Рубенса. Он смог придать каждому герою совершенно особенный, невероятно изящный облик с индивидуальными чертами.

Первоначально складывается впечатление, что эта картина невероятно контрастирует с такими утонченными портретами мастера. Герои всегда были полностью застегнуты в костюмы. Но здесь тело Иеронима полуобнажено.

Зритель не ощущает особую жизнь тела Святого Иеронима, в отличие от Рубенса. Мы ощущаем его концентрацию всего лишь на одной задаче. Цель – максимально точно передать мысль. Фигура Иеронима передает вырвавшуюся наружу страстность души. Визуализация этого – ткань ярко-красного цвета, которая обвивает его тело.

Даже открытая плоть у ванн Дейка выглядит полностью закрытой. Она защищена очень тонким покровом. Все наше внимание нарочито сдвигается на тот порыв и огонь, которые движут человеком.

У зрителя складывается впечатление, что Ван Дейк и сам не хочет смотреть на наготу Иеронима. Разница в том, что даже одетые фигуры Рубенса кажутся раздетыми.

Смятые книжные страницы внизу картины создают ощущение, что нагота Иеронима некая шелуха. Все. Что нужно было отбросить, уже отброшено. Душа обнажена до предела и рвется наружу.

Рубенс же дарил людям тела богов античности. Между двумя художниками чувствуется четкая граница между античностью и христианством. Вот почему, на первый взгляд, идентичные образы оказываются столь разными при более глубоком рассмотрении.

Картина Ван Дейка “Св. Мартин и нищие” доныне висит над главным алтарем церкви в Завентеме, для которой была заказана владельцем местного замка.

Согласно давней традиции это полотно, равно как написанное для этой же церкви и погибшее “Св. семейство”, было создано в те немногие месяцы 1621 г., которые Ван Дейк провел во Фландрии между возвращением из Англии и отъездом в Италию. Здесь тоже отчетливо заметно влияние Рубенса, причем не только в общей схеме, но и в отдельных фигурах, например, в мускулистых нищих. Композиция гораздо более удачна, нежели в “Несении креста”: Ван Дейк не поддался соблазну перегрузить картину фигурами.

Особенно изящна линия, образуемая св. Мартином и его скакуном.

Положение коня и поза всадника заимствованы Ван Дейком у одной из фигур с гравюры на дереве Доменико делле Греке по рисунку Тициана “Переход через Черное море”. Ван Дейк вполне мог видеть оттиск с этой гравюры в собрании Рубенса. Рисунок этого участка большой многолистовой гравюры он сделал в своем итальянском альбоме, из чего с большей вероятностью следует, что альбом начат был еще в Антверпене до отъезда на Юг.

Художник написал и второй вариант “Св. Мартина” . Неоднократное повторение наиболее важных работ – характерная черта творчества Ван Дейка в эти годы и красноречивое подтверждение огромного спроса на его полотна. К некоторым сюжетам он, словно одержимый ими, возвращался особенно часто.