Этот портрет Антропов написал, когда ему исполнилось почти семьдесят лет. Портреты людей пожилого возраста особенно удавались художнику. И. Сахарова, крупнейший исследователь творчества А. П. Антропова, сравнивая это произведение с известным семейным портретом художника, работы П. С. Дрождина, полагает, что это автопортрет А. П. Антропова, однако научные сотрудники Русского музея, где находится портрет, придерживаются другого мнения.
В последнем сводном каталоге музея произведение значится как “портрет неизвестного в черном кафтане” ” присущи мягкая теплота и сочность колористической гаммы, напоминающие о близости творчества художника к народным традициям. Не углубляясь в духовный мир модели, Антропов добивается удивительной завершенности и жизненности образа.
Автопортрет Алексея Антропова был написан в 1784 году. Антропов считается одним из первых художников России, который начал работать в технике портрета, в том числе изображать светских особ. В основном он работал в Санкт-Петербурге, но также и в Москве, занимался реставрацией фресок церкви в Киеве. Его предпочтительной техникой была масляная живопись, но он также рисовал миниатюры и значки.
Алексей родился в семье правительственного чиновника, который работал в Оружейной палате и в канцелярии. С 1732 года Алексей работал в канцелярии под руководством своего родственника Андрея Матвеева. В качестве участника группы живописцев, Алексей участвовал в росписи Летнего, Зимнего и Аничкового дворца, а также других зданий Санкт-Петербурга.
Антропов изучал портретное искусство у придворного художника Луи Каравака из Франции. В конце 1750-х он получил ранг мастера-художника. В 1752-1755 годах работал над интерьерами Киевской киевской церкви: руководил установкой иконостаса, росписью фресками куполов и стен.
В 1759 году Антропов вернулся в Санкт-Петербург и продолжил обучение портретному искусству у придворного живописца Пьетро Ротари из Италии. Историки считают, что его портрет Измайлова – своего рода выпускная работа. 1760-е годы были, вероятно, самым продуктивным периодом художника. Он написал много хороших портретов среди которых портрет Атамана Краснощёкова, Румянцевой. Затем Антропов получил работу в Синоде Русской Православной Церкви, там он руководил иконописью, украшал церкви, рисовал портреты церковных иерархов и курировал студентов.
В 1762 году Петр III стал новым императором. Антропов вскоре стал его любимым художником. В течение шести месяцев правления Петра III Антропов рисовал четырежды рисовал монарха. После восстания новая императрица Екатерина II имела значительно более низкое мнение о талантах Антропова. В то время художники предпочитали мягкие сочетания цветов, считающиеся несколько лестными для церемониальных портретов. Антропов же предпочитал традиционные портреты в стиле барокко, основанные на резком контрасте цветов с темным фоном.