В 1907 году Бенуа выполнял цикл работ на историческую тематику, в который входит и картина «Парад при Павле I». Это было связано с заказом издателя И. Н. Кнебеля для его «Русской истории в картинках». Помимо работ Бенуа книга содержала картины Добужиского, Серова и других мастеров кисти.
Рассмотрим картину «Парад при Павле I». Полотно переносит зрителя в конец XVIII века, изображая марш солдат, одетых в мундирах прусского образца. На переднем плане запечатлен, сам император, взирающий несколько высокомерно на происходящее, в компании своих сыновей. Их фигуры несомненно перекликаются с бронзовым всадником, который виднеется вдалеке, рядом с недостроенным Михайловском замком.
Внимание зрителя также привлекает фигура подданного, который в почтении и даже немом ужасе снял перед государем головной убор.
Все в этой картине символично. Даже изображение шлагбаума, выведенного художником на передний план, далеко неслучайно. С одной стороны, эта деталь как бы отделяет зрителя от происходящего, создавая эффект миниатюрного театра. С другой стороны, шлагбаум как бы не выпускает императора. Тем самым художник показывает, что участь Павла I решена: ему суждено быть убитым в начале ХIХ века в Михайловском замке, который выглядит мрачным предзнаменованием.
Отношение художника к императору было двойственное: для Бенуа образ Павла I наполнен одновременно рыцарским благородством и пронзительным безумием. Отметим, что выбор времени – рубежа двух веков – выглядит весьма симптоматичным для художника Серебряного века и не может объясняться только требованием заказа.
В ушедших временах Бенуа как бы стремился найти ключ к пониманию того, каким путем должна идти Россия, – тема в общем-то весьма распространенная и актуальная для сумеречной эпохи ХIХ–ХХ веков. Возможно, это и помогло Бенуа так хорошо отобразить на полотне дух тех времен.
Парад в царствование Павла I — Александр Николаевич Бенуа. Гуашь, бумага. 59,6 x 82 см.
Александр Николаевич Бенуа — выдающаяся личность рубежа XIX-XX веков, великолепный живописец и график, талантливый художественный критик, историк и теоретик искусства, идеолог художественного объединения «Мир искусства».
«Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Перед зрителем предстает еще недостроенный Михайловский замок, в котором позже будет убит император. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Пристрастие царя к воинской муштре и организация армий для любительских парадов и построений, удовлетворявших его тщеславие, высмеиваются художником. Жесткость и дисциплина атмосферы парада чувствуются в графичности и линейности, обозначенной в деталях — отточенных шагах марша с поднятыми по команде ногами солдат, ровном ритме вертикалей оружия и строительных лесов на заднем плане.
Интересно композиционное решение произведения — Бенуа отдаляет от зрителя действие парада рамой шлагбаума, тем самым придавая работе «картинное» звучание, а не погружая в происходящее. Летающие снежинки вносят оживление и своеобразный уют в изображение события давно минувшей эпохи.