Иллюстрация к поэме Пушкина Медный всадник работы Александра Бенуа - Анализ картин
Иллюстрация к поэме Пушкина Медный всадник работы Александра Бенуа

Иллюстрация к поэме Пушкина Медный всадник работы Александра Бенуа

Художественные иллюстрации Александра Бенуа по сегодняшний день считаются лучшим изображением произведений Пушкина. Работу над серией произведений к «Медному всаднику» Бенуа начал в 1903 году и для того чтобы добиться такого совершенства ему понадобилось потратить 20 лет. За это время художник нарисовал целый цикл из заставок, концовок, набросков и интерпретаций повести.

Первые свои 32 рисунка Бенуа исполняет черной тушью и акварельными красками. Повторными доработками картин художник занимался в 1905 и последующих годах. Среди всего эго цикла проходит тема преследования всадником человека, изображающая жестокую силу и власть всадника.

Петербург в его работах сам на себя не похож. Это угрюмый городишко, с маленькими домиками, заборчиками и торговыми площадями. Никаких удивительных архитектурных произведений, дворцов, ничего. Отражение тревоги и волнения, которые часто охватывали художника, вылились в страшную историю судьбы российского человека.

Художник постоянно работает над серией, дополняет свои картины все новыми и новыми элементами. Он старался в своих работах изобразить мысли и переживания человека на пороге XX столетия. Именно это их черта делала иллюстрации весьма современными, бросаясь в глаза каждому поколению ценителей искусства.

Вся серия иллюстраций была пропитана тем особым чувством стиля, которое было у Бенуа. Он как никто другой понимал эпоху писателя, а также основы театрального мастерства, позволившие ему придумать такие правдоподобные сцены.

Его работы сумели провести мостик между той классической эпохой Пушкина и современностью, в которой жил Бенуа. Его почитатели были приятно поражены новизной картин, детализации пушкинской эпохи в современном представлении.

Иллюстрации к пушкинской поэме принесли петербургскому художнику Александру Бенуа заслуженную славу, став поистине каноническими. К пушкинскому тексту художник обращался несколько раз: в 1903, 1905, и 1916-1922 годах — по сей день на просторах интернета все эти иллюстрации встречаются вперемешку. Но мы сегодня обратимся к самой ранней версии и посмотрим на первоначальный замысел Бенуа.

В начале ХХ века «Кружок любителей изящных изданий» заказал Александру Бенуа серию иллюстраций к поэме Пушкина «Медный всадник». Художник, обожавший пушкинский текст и историю Петербурга, с огромным удовольствием согласился. В течение нескольких месяцев он создал 33 иллюстрации к тексту, однако по неизвестным причинам заказ не был принят. Расстроенного Бенуа поддержал Сергей Дягилев, и в 1904 году эти иллюстрации появились на страницах журнала «Мир искусства».

Нужно сказать, что впоследствии Александр Бенуа значительно переделывает рисунки 1903 года, но ведь это не делает их менее интересными. Художникам свойственно обращаться снова и снова к любимой теме, вспомним хотя бы Моне с его соборами или Рембрандта с его офортами на тему Христа.

В иллюстрациях к поэме «Медный всадник» для Александра Бенуа воплотились сразу два больших увлечения: А.С. Пушкин и Петербург. Художник был представителем художественного объединения «Мир искусства», в которое также входили Константин Сомов, Лев Бакст, Сергей Дягилев, Евгений Лансере и много-много других замечательных мастеров. Одна из отличительных черт мирискусников — их обращенность в прошлое страны и интерес к русскому XVIII веку, ко временам Петра I и Екатерины II.

Еще одна важная деталь — упомянутые художники первыми обратили внимание на красоты Петербурга: стали увековечивать архитектурные виды города, изучать его историю, работать над сохранением памятников и т.д. Сегодня это кажется странным, но до мирискусников Петербург довольно редко фигурировал в произведениях искусства, именно Бенуа и сотоварищи дали старт всеобщей любви к этому городу.

Давайте посмотрим на вступительные иллюстрации Бенуа. Он работает очень близко к тексту: здесь и суровый Петр I, и быстрый бег Невы, и петербургские ветра. Уже в следующей иллюстрации появляются узнаваемые виды города — посмотрите, здесь Петербург предстает тонкой кромкой между огромным небом и не менее огромной рекой, по масштабу они одинаковы — так художник демонстрирует нам слабость человека перед силами природы, это характерный мотив эпохи романтизма. Далее интерьер, в котором сам Пушкин читает поэму друзьям, а в окне виден шпиль Адмиралтейства. И ряд изображений многолюдных петербургских улиц.

Иллюстрации к первой части поэмы — изображения ужасающего ливня, накрывшего город. Бенуа явно увлечен разбушевавшейся стихией: потоки воды буквально смывают город Петра со страниц. По улицам плавают обломки зданий, мебели, люди спасаются от волн Невы, а на одной из иллюстраций можно заметить цитату из «Девятого вала» Айвазовского. Бенуа, обожавший родной Петербург, почти в каждую картину ливня включил какой-нибудь хорошо узнаваемый образ: Ростральная колонна, здание Биржи и т.д.

Здесь же впервые появляется герой поэмы Евгений — он сидит на кровати в бедной комнатке под лестницей, мы видим скудную обстановку и удрученного человека в ней. Помещенная между картинами ливня, эта иллюстрация — эмоциональная пауза, в ней царит тишина и покой, тогда как в остальных как будто слышен шум воды и крики людей.

Вторая часть поэмы продолжается картинами бедствия, но теперь в них фигурирует герой поэмы, несчастный Евгений. Бенуа демонстрирует нам несчастья героя через позы: он либо согбенный в лодке, либо широким трудным шагом движется вдоль обломков города, либо стоит почти сбиваемый с ног ветром. Мы не видим лица, но ощущаем, как ему трудно. Сломанные ветви деревьев в некоторых иллюстрациях как будто тянутся к герою жутковатыми узловатыми «пальцами».

Однако в этой страшной истории Пушкин нашел место и для иронии, и Бенуа не смог пройти мимо: в одной из иллюстраций появляется граф Хвостов. Это реальная персона, пушкинский современник, поэт, над слабыми стихами которого посмеивался в свое время весь Петербург. Бенуа изобразил его в орденах, сочиняющим стихи, сидя на облаке-туче — поэт неистов почти как невские ветра и пишет так же стремительно.

Следующие иллюстрации рисуют нам образ сошедшего с ума Евгения: он бродит по городу и нигде не может найти покой. Вновь мы видим петербургские улицы и набережные, но теперь совершенно спокойные и даже безлюдные — метафора одиночества героя.

И, наконец, кульминация — встреча с Медным всадником.

Художник рисует Медного всадника с разных ракурсов, показывая, как видит знаменитую статую Евгений. Это почти покадровое изображение: статуя со спины, в профиль и почти анфас. Обратите внимание, как постепенно всадник темнеет и мрачнеет — с каждым разом он все более угрожающий — а на небе буквально сгущаются тучи. Также темнеет сознание героя.

Сцена преследования героя Медным всадником у Бенуа носит эпический характер: огромный черный всадник на фоне пустынных улиц летит вслед за крошечным несчастным героем. Луна, чернеющее небо, высокие шпили, протыкающие облака — все атрибуты романтического пейзажа в наличии. Изображение как лента растягивается перед нами — формат этой иллюстрации заметно отличается от остальных — это сделано чтобы показать масштаб движений всадника.

В конце действия Евгений вновь предстает перед нами на фоне знаменитого монумента. Медный всадник вернулся на свое законное место, а сошедший с ума главный герой подвергается насмешкам прохожих.

И с той поры, когда случалось

Идти той площадью ему,

В его лице изображалось

Смятенье: к сердцу своему

Он прижимал поспешно руку,

Как бы его смиряя муку;

Страница из журнала «Мир искусства», №1 за 1904 год. Иллюстрация А. Бенуа. 1903
Описанием ветхого домишки, у которого нашли труп Евгения заканчивается поэма — этим же завершает серию иллюстраций Александр Бенуа.

Впоследствии художник вернется к «Медному всаднику» и многие иллюстрации будут значительно переработаны и не раз переизданы. Однако и эта, самая ранняя серия, представляет огромный интерес не только для искусствоведов, но и для всех поклонников поэзии, Пушкина и Петербурга.