Работа Владимира Татлина «Матрос» по сути – это автобиографический портрет. В 14 лет Владимир сбежал из дома и устроился работать юнгой на судно. Год юноша плавал в Черном море.
На портрете Владимира Татлина Матрос мы видим юношу. На заднем фоне художник разместил две мелкие фигуры матросов и пушку. Контур имеет жесткую и лаконичную линию, тонко очерчивая фигуру. Мы можем судить о стремительном рисовании картины по нанесению жидкой краски впритирку – встречаются не закрашенные фрагменты. Говорить о том, что это автопортрет можно взглянув на надпись на бескозырке – слово стерегущий написано с ошибкой. Буква «И» перевернута, как будто ее написали в зеркальном отображении.
Владимир Татлин вошел в историю русской живописи как один из ярчайших основоположников авангарда. Он не получил систематического художественного образования, учился в Пензе и был преподавателем авангардных студий в Москве. Интересовался культурой примитивизма, древнерусским искусством и современным ему конструктивизмом.
Художник увлечено наблюдал за бытом и обликом одесских матросов, рыбаков и торговцев.
Обобщение форм, которым отличается творчество Татлина, а также соотношение изображения с фоном, возможно, были переняты художником у древнерусских иконописцев.
Знакомство на рубеже 1910-х годов с Ларионовым способствовало появлению в живописи и графике Татлина «примитивистских» тенденций.
В «Матросе» автопортретные черты сплетаются с типическими, картина как нельзя лучше выражает и личностную характеристику, и импульсивность творческих поисков художника.
Автопортрет слегка наивен, но выполнен с чувством. Татлин с теплом вспоминал время своей службы на корабле.
Полотно написано темперой. Благодаря этому картина не режет глаз, имеет бархатистую структуру. Для того, чтобы матрос оказался на переднем плане, Владимир Татлин дальний план специально сделал монохромным. Основной образ он разрисовал желтым и синим цветами.
Картина написала под влиянием Михаила Ларионова. Владимир Татлин был художником широкого диапазона. Увлекался проблемами материала в изобразительном искусстве. Утверждал, что зрительное восприятие не может полностью передать результат художественного труда. Взгляды художника Владимира Татлина оказали сильное влияние на творчество других художников, дизайнеров по всему миру.
Последние годы жизни Татлин трудился преимущественно в театре, а также в жанре станковой живописи.