Владимир Татлин с 1913 года предпринимает свои первые революционные попытки создания эскизов на стыке двух родственных областей искусства: скульптуры и живописи. Результатом художественных экспериментов стали «контррельефы». Готовые живописные построения своим появлением знаменовали для дизайнера новый резкий виток в творческой деятельности. Ранее он занимался фигуративной живописью и был известен, прежде всего, как художник театра.
В своей мастерской Татлин превратился из живописца в инженера: вместо кистей и масляных красок его окружали молотки, станки, пилы и другие инструменты.
Весной 1914 года в Москве уже открылась первая выставка «материальных подборов» мастера. Экспозиции представляли собой трехмерные картины, элементы которых были разнообразной формы, материала и крепились к основе. Художник концентрировал внимание на характере поверхности материала и на его текстурных свойствах.
Присущий началу XX века кубизм в трудах живописцев трансформировался у Татлина в рельефные композиции из металлических конструкций, деревянных плоскостей, стекла и штукатурки. Невиданные ранее сочетания в работах создали особый эстетический эффект. Конструктивизм был для дизайнера новым способом видеть окружающий мир: пластический, пространственный, скульптурный…
Само понятие «контррельеф» противопоставляется в искусстве «рельефу» – античным и средневековым традициям в изобразительном творчестве. Необычные конструкции, без сомнения, тоже грандиозны и красивы, но по-другому – завораживает логичность их построения и убедительная завершенность. Глядя на экспонаты Татлина, видишь скелеты городов будущего, их нерушимый фундамент и смелое устремление в небо и Космос.
«Контррельефы» Владимира Татлина являют собой некий художественный мост между классической живописью и направленной в будущее авангардной архитектурой.