Анализ картины Федота Сычкова Катание с гор - Русские художники
Анализ картины Федота Сычкова Катание с гор

Анализ картины Федота Сычкова Катание с гор

Картина Федота Васильевича Сычкова «Катание с гор» – это воплощение деревенского духа. Родился Сычков в русской семье, но проявлял невероятный интерес к мордовской культуре, истории. Именно мордовские веселые гуляния и воплотились на полотне «Катание с гор».

«С гор» — первое произведение Федота Сычкова, посвященное забавам деревенских детей. Такие картины с несколько идиллическим содержанием пользовались большой популярностью у широкой публики: их печатали на открытках издательств Ришара и Лапина, размещали в популярных журналах того времени («Нива», «Солнце России», «Родина»).

На этом полотне 1910 года художник запечатлел группу детей, катающихся с ледяной горки. Шумное действие происходит на заснеженных склонах у реки Мокши. Две девочки едут по льду без санок, прямо на ногах. Вслед за ними лихо несется мальчик в темной одежде — он согнулся, чтобы не потерять равновесие. За этой группой восхищенно наблюдает мальчишка, который тянет вверх по снегу сани с соломой.

Весь второй план занимает дальняя горка с катающимися и поднимающимися вверх детьми. Она отделена от первого плана горизонтальным плетнем — деревянной изгородью из сплетенных прутьев и ветвей. За горой просматриваются силуэты избушек и белесый клочок неба.

Первые десятилетия ХХ века были самыми плодотворными в творчестве художника. За эти годы он создал около полусотни произведений. Среди них было больше десяти крупных тематических картин: в 1910-м написаны полотна «Возвращение с ярмарки», «Полоскальщицы», «С гор». Годом позже мастер создал «Деревенскую свадьбу». В 1914 году появились «Девичник» и «Катание на масленице», в 1916-м — «Водосвятие». Все они получили высокие премии на многочисленных академических, всероссийских и международных выставках.

В процессе работы над этими картинами художник овладел сложным искусством создания больших многофигурных композиций. Он виртуозно распределял героев так, чтобы ни один не выглядел неуместно. Каждого персонажа художник наделял собственным характером — можно бесконечно рассматривать разные эмоции на лицах отдельных ребят.

В работах этого периода колорит произведений был довольно сдержанным. В них нет еще тех ярких сочетаний, которые появятся в картинах Федота Сычкова в 1920–1930 годы. В те годы мастер развивал свою манеру в русле русской реалистической живописи 1880-х годов: она отличалась естественными цветами, максимально приближенными к природным. Но картины все равно выглядели празднично: они привлекали зрителей живостью сюжета и жизнерадостностью самого мировосприятия.

Художник изобразил привычный зимний день. В глубинке великой и необъятной России мордовские девушки и юноши решили отправиться на гуляния. Это интересный и необычный мир, который сейчас уже кажется диковинкой. Люди развлекаются на природе, катаясь с заснеженной горы.

Картина показывает нам жизнелюбие, непринужденность и дурачество деревенских жителей. В центре картины расположены большие деревянные сани, которые присыпали мягкой соломой. Сверху сидят три девушки, позади, стоя, катится парень. Их лица полны жизни и радости. Девушки краснощекие, улыбаются. Художнику удалось невозможное – передать заразительный смех молодежи.

Данное полотно показывает нам необычные наряды мордовской культуры. Женские головы покрыты расписными, яркими платками с необычным рисунком. Такие платки защищают их голову, шею и плечи от студеного, зимнего холода. Необычно и то, что мужчины также носят нашейный узорчатый платочек. У одной из катающихся на ноги надеты теплые гольфы в желтую и черную полоску, что также является необычной деталью гардероба для человека из русской деревни.

Через всю картину проходит длинная, извилистая дорожка, по которой катаются молодые люди. Работа полна жизни и движения. Ни одна из фигур не кажется статической, позирующей. Создается ощущение, что через одно мгновение сани с катающимися вылетят за пределы холста.

Художник использует прием контраста. Холодная белоснежная зима противопоставлена яркой, беспечной жизни деревенских людей. Их традиционные костюмы выделяются на фоне снега и создают рельефность полотна.