Картина Владимира Гаврилова Последние васильки - Анализ картин
Картина Владимира Гаврилова Последние васильки

Картина Владимира Гаврилова Последние васильки

Картина «Последние васильки» была написана В. Н Гавриловым незадолго до собственной кончины в 1970 году.

В связи с чем, многие критики рассматривают данное полотно, как символ уходящей жизни, поскольку основной его темой являются осенние мотивы, подмеченные художником в природе.

Центральное место на картине отведено огромному букету синих полевых васильков, помещенных в обычную белую кастрюлю. Цветы прописаны широкими размазанными штрихами, не позволяющим отличить стебли растения от его цветов.

Художником были использованы яркие насыщенные краски, не позволяющие полотну потускнеть даже спустя несколько десятилетий. Помимо васильков на картине имеются и другие немаловажные детали, но все они по своей значимости в значительной мере уступают этим простым цветам.

Так, рядом с васильками размещена еще одна емкость с цветами, на этот раз красными. По всей видимости – это астры. К сожалению, понять насколько правдиво данное предположение, невозможно, поскольку рассматриваемая часть картины затемнена, на нее падает тень от большого букета васильков и подоконника, на котором они находятся. Подоконник не представляет ничего интересного, он всего лишь интерьер, в котором существует букет васильков.

Задний план картины прорисован еще в меньшей степени, нежели васильки. За широким, хорошо освещенным окном виднеются колосящаяся нива, стайки птиц и небольшой лес. Пейзаж за окном незатейлив, но несколько печален, что позволяет говорить о скором приближении осени.

Вероятно, что собранные васильки станут последними в этом году, потому их присутствие на картине более чем символично. Вполне возможно, что этому васильковому букету суждено быть высушенным и выброшенным, но сейчас именно он является тем единственным лучом света, который все еще освещает жизнь художника.

Сложно представить красоту без таких понятий, как цветы и цвета. Именно сочетание красок обогащает каждого человека, дает ему возможность радоваться каждому необычному заходу солнца, или подбирая наряд для праздника. Но я хочу заметить, что роль цветов такая же глубокая. Ведь одной только розой можно сказать о чувствах, или охапкой майских ландышей подарить хорошее настроение родному человеку. Вот именно это я и увидела на картине В. Н. Гаврилова.

Такое впечатление, что живописец одаривал каждого, кто прикоснется к его искусству, лавиной чувств и эмоций.

Уют всему помещению, часть которого В. Н. Гаврилов дает увидеть, придают нежные васильки. Они словно улыбаются и людям, и тем колоскам, между которыми еще недавно росли, и птицам, что лихо снуют по полю. Тот, кто принес этот огромный букет домой, не нашел подходящей вазы, вмещавшей все цветы, поэтому поставил их прямо в кастрюлю.

Красные цветы лежат на страницах раскрытой книге и улыбаются ярким своим свечением. В распахнутое настежь окно видна нива. На желтом, теплом фоне виднеются белые спелые колосья.

Они словно предупреждают, что вот-вот урожай нужно будет собирать. Это преддверие радостного времени, когда тяжело трудятся люди, но смех и песня помогают каждому чувствовать себя счастливым.

Конечно, такая милая сердцу картина проста и незамысловата. Однако мне показалось, что главное в ней не что написано, а для какой цели. Не трудно догадаться, что художник делится своим приподнятым настроением, ведь только что он гулял по дышащему теплом и детством полю, собирал улыбающиеся ему цветы, слышал песни и звуки взмаха крыльев стремительно пролетающих птичек. Все это он словно выплескивает своим талантом на полотно, чтобы и мы могли уловить признаки счастья. После такого смелого эксперимента, мастер не оставил мне шанса взгрустнуть.

Только положительные эмоции переполняют меня.

Некоторые критики рассматривают картину «Последние васильки» как символ конца жизни, художник, предчувствуя свою смерть, якобы написал ее. Однако, картина выполнена в теплых желто-коричневых красках, центральная часть изображена ярко синими штрихами. Общая картина получается красочная теплая и жизнерадостная. Угасание лета – это совсем не конец жизни, это спелая пшеница за окном, это урожаи в взрывы разноцветного листопада.

Деревянный обычный сельский дом, пол подоконником ясно просматриваются коричневые доски, узкий подоконник, выкрашенный в белый цвет. Перед окном стоит обычный обеденный стол без скатерти.

В центре композиции, на обеденном столе, большущий букет ярких сине-сиреневых васильков, погруженных в белую эмалированную кастрюлю вместо вазы. Видимо нет вазы с широким горлышком для такого большого букета, да и в кастрюле как-то интересней, неформально и неординарно. Мастер изобразил васильки большими, разляпистыми мазками не акцентируясь на стеблях и лепестках.

Рядом на столе в глиняном горшочке стоит еще один букет – эти цветы красные, скорее всего, что это полевые маки. Они стоят немного в тени огромного букета васильков. Распахнутая настежь створка окна открывает прекрасный вид на созревшие нескошенные колосья пшеничного поля. Пора жать.

Налитая золотая пшеница, густая и поспевшая шелестит за окошком на легком ветерке. Пахнет медом и свежим хлебом, обеденное солнышко еще горячо. Кое-где в золоте колосьев проглядываются разноцветные пятна цветов.

Пшеничное поле еще меньше прорисовано автором, однако проглядывается и колосящаяся нива, и лес вдалеке и птицы, собравшиеся в стайки. За окном еще жарко, но природа уже шепчет о приближении осени.

Скорее всего, что васильки последние в этом году, от этого они очень символичны, как напоминание о лете и о том, что жизнь продолжается.

Окно в композиции светлое и большое с деревянными рамами. Оно распахнуто наружу, как путь вперед в будущее, в осень, в ожидание нового лета. Оно, как будто делит картину на две части: на сейчас и завтра