Картина «Семь смертных грехов» является одной из ранних работ Босха. Она выполнена в достаточно интересной технике. Холстом служит древесина. Считается, что изначально она была выполнена как столешница, но так и не использовалась по назначению. Картина состоит из нескольких сюжетов, объединенных общим символизмом.
Центральная часть картины представлена кругом, который вмещающий в себя четыре круга меньшего размера концентрической формы. Каждый из кругов несет последовательный смысл. Эта композиция символизирует всевидящее око. Его зрачок, меньший из кругов – это изображение воскресшего Христа, демонстрирующего израненное тело. Страдание божьего сына ради искупления человеческих грехов.
Зрачок окружен латинской надписью на золотом фоне, гласящей о всеведении бога над людьми. Вокруг надписи тонкие лучи, которые олицетворяют Иисуса светилом, излучающим яркий свет.
Радужная оболочка – четвертый круг, в секторах. Семь сюжетов, демонстрирующих смертные грехи. Они расположены по часовой стрелке и подписаны в нижней части сектора.
Чревоугодие. Полный мужчина с жадностью поедает всё, что ему преподносит его жена, отбирая еду у сына. Его сосед пьёт вино из горла большого кувшина.
Уныние. Мужчина дремлет сидя у камина, рядом с ним женщина грозно смотрит на него, держа в руках чётки.
Похоть. Две пары ласкают друг друга в тени шатра, рядом с ними истязают шута.
Гордыня. Женщина любуется своим отражением в зеркале, любезно предоставленное дьяволом в обличье горничной.
Гнев. У дверей таверны один мужчина с кинжалом набросился на другого. Этому пытается помешать женщина.
Зависть. Девушка ведет беседу, разглядывая кошелек на поясе собеседника. Пожилая пара с интересом наблюдает за мужчиной с ястребом на плече, его раб несет тяжёлый мешок. У их ног две собаки и ода кость.
Алчность. Судья внимательно слушает одного из участников дела и за спиной берет взятку у другого.
В четырёх углах картины так же расположены 4 округлых сюжета, которые носят название «четыре последние вещи» — это «смерть», «страшный суд», «рай» и «ад». Сверху и снизу от ока — раскрытые свитки, на которых написаны цитаты из Библии.
Эти сюжеты изображены в типичном жанровом стиле нидерландских художников той эпохи. В каждом изображении присутствует свойственный Босху грубоватый юмор. Такое расположение грехов говорит о том, что ни один из них не будет обделён вниманием бога, и никто из грешников не избежит наказания.
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи — Иероним Босх. 1475-1480. Доска, масло. 120 x 150 см.
Эту оригинальную картину, относящуюся к раннему периоду творчества художника, часто называют столешницей за ее внешний вид и назначение, которое она никогда не воплощала в жизнь. Картина отличается оригинальным решением и оформлением, вмещая в себя одновременно несколько взаимосвязанных сюжетов.
Если внимательно присмотреться, станет понятен глубокий символизм изображения. В центре картины круглый элемент, состоящий из четырех кругов разных размеров концентрической формы, воплощает представление Босха о Всевидящем божьем оке. Его зрачок – это изображение воскресшего Иисуса Христа, указывающего на раны, которые он получил, страдая во имя искупления грехов всего человечества. Вокруг божественного «зрачка» на золотом фоне изображена надпись на латыни, означающая, что бог видит, кто, как и чем грешит. Она окружен тонкими золотистыми лучами, исходящими от сына божия, как от светила.
Следующий круг – это радужная оболочка, разделенная на отдельные сектора, посвященные семи смертным грехам. Каждый грех подписан собственной поясняющей надписью. Но художник настолько выразительно изобразил все грехи, что это кажется просто лишним действием. Грех чревоугодия – это мужчина, буквально сметающий со стола любую появляющуюся на нем еду, еще один плотный господин, вяло дремлющий у очага – это воплощение уныния. Любострастие – это целующиеся и обнимающиеся пары, гордыня – самовлюбленно глядящая в зеркало женщина, дерущиеся пьянчуги – это гнев, принимающий взятку судья – алчность, зависть – это то, как смотрит на своего удачливого оппонента проигравший судебное дело человек.
Все эти грехи, столь понятные и в наши дни, заключены в круг, что подчеркивает их цикличность, повторяемость, постоянное присутствие в жизни человека. И сейчас, по прошествии половины тысячелетия, в нашей жизни по-прежнему есть место всем этим смертным грехам, так что картина Босха остается актуальной и в XXI веке.
По четырем углам картины, также вписанные в круги, расположены изображения четырех важнейших вещей – Смерть, Страшный суд, Ад и Рай. Над и под большими концентрическими кругами размещены ленты с латинскими надписями.
Живопись в этом шедевре средневекового искусства очень подробная и реалистичная. Цветные, даже многоцветные круги размещены на ровном черном фоне, который отлично оттеняет и подчеркивает яркие краски. В этой картине уже проявился характерный метафорический стиль Босха, но в ней еще нет такого количества чудовищных иррациональных и потусторонних персонажей, словно родившихся в тяжелом бредовом сне.
Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.
До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».
Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.
«Семь смертных грехов» — уникальный шедевр художника. Имея форму своеобразной «столешницы» (хотя ею никогда не являлась), написанная для демонстрации человеку его греховной природы и философского назидания, картина производит неизгладимое впечатление.
На темном фоне полотна нарисована многоструктурная композиция из пяти окружностей разного диаметра. В самом центре расположено подобие всевидящего ока, внутри которого находится Иисус Христос, наблюдающий за всеми событиями в этом мире и замечая все греховные деяния человека. Вокруг Иисуса, против часовой стрелки, как изначально задумал автор, изображены жанровые сценки, написанные в детализированной манере старой голландской школы живописи.
Каждая сценка наглядно демонстрирует все человеческие пороки:
гнев – изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим; гордыню – женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола; похоть – две влюбленные парочки, охваченные страстью; лень – невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; чревоугодие – толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться; алчность – подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека; зависть – выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку).
Внизу каждого изображения имеется надпись на латинице или цитата из Ветхого Завета (например, под оком Господа написано Cave, cave, Deusvidet – «Бойся, ибо Господь все замечает»).
По четырем углам картины расположены четыре окружности одинакового размера (так называемые тондо), которые дополняют смысл картины, демонстрируя итоги человеческой жизни – смерть (умирающий человек в окружении священников, в изголовье которого стоит сама госпожа Смерть, Ангел и демон);
Страшный Суд (апостолы, души ждущие справедливого суда и ангелы с иерихонскими трубами);
Ад (очень реалистичное изображение грешников, кипящих котлов, пыток и чертей) и Рай (апостол Петр открывает врата перед праведниками, Всевышний на троне и святые).
Почти все картины Иеронима Босха пронизаны ироничным сарказмом над тщетностью человеческого бытия, но картина «Семь смертных грехов» заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь, чтобы сделать ее чище и духовнее.