Картина Валентина Серова Портрет Александра III - Валентин Серов
Картина Валентина Серова Портрет Александра III

Картина Валентина Серова Портрет Александра III

Картина Серова «Портрет Александра III» была написана в 1899 году. В настоящее время произведение хранится в офицерском фонде королевской лейб-гвардии в Копенгагене. Император изображен в нарядном мундире и торжественной позе около одной из главных лестниц дворца Фреденсборг (Дания).

Художник писал этот портрет, находясь непосредственно в Копенгагене, куда наносил визиты не один раз. Дворец написан с натуры, но позировал ему, к сожалению, не сам Александр III, а простой сержант.

Александр III Александрович (26 февраля / 10 марта 1845, Санкт-Петербург − 20 октября / 1 ноября 1894, Крым) − второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. До смерти своего старшего брата Николая (1865) не являлся наследником престола и готовился к военной карьере. Вступил на престол в марте 1881 года после трагической гибели отца, убитого террористами. Проводил консервативную внутреннюю политику, которая определялась его намерением, закрепив позитивные результаты либеральных реформ, предотвратить наступление в России революционного хаоса. Внешняя политика России отличалась миролюбием и делала ее гарантом международной безопасности. Был страстным собирателем произведений искусства. Его коллекции легли в основу Русского музея императора Александра III в Петербурге. Царствовал с 1/13 марта 1881 по 20 октября / 1 ноября 1894.

Александр III (1845-1894), российский император (1881-1894). Сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Не будучи по рождению наследником, готовился главным образом к военной деятельности. Цесаревичем стал после смерти в 1865 году старшего брата Николая. Наибольшее влияние имел на наследника и в годы его правления обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. После вступления на престол в результате убийства отца провел ряд так называемых контрреформ. Усилил роль полиции, местной и центральной администрации, цензуры, ограничил функции земств, упразднил университетскую автономию. После завершения присоединения к России Средней Азии в 1885 году все время царствования Александра III носило миролюбивый характер, в результате чего в дореволюционной литературе он именовался Миротворцем. Среди предметов его увлечения были история, живопись, музыка – императору принадлежала инициатива создания Русского исторического общества, его имя было присвоено первому государственному собранию отечественного изобразительного и прикладного искусства – Русскому музею, основанному в 1895 и открытому для публики в 1898 году.

На ярко-красном полотне мундира сияют золотистые эполеты и почетные ордена, лицо полно радости и гордости, поза уверенная и величественная. Серов был блестящим портретистом (не зря к началу ХХ столетия он был признан первым портретистом Российской империи): он написал Александра по памяти, когда тот уже скончался.

Фон картины имеет большое значение, играет важную роль в подчеркивании фигуры на переднем плане: повторяющиеся элементы окон и ступенек лестницы создают ритм, создавая ощущение динамики и торжественности, архитектура и высокопоставленная личность прекрасно гармонируют в рамках картины.

Многие знают, что художник относился к Александру III с особым трепетом, и император во многом помог ему на жизненном пути, в том числе в издании двухтомника статей его отца. За жизнь Серовым было написано множество портретов царской семьи, в которых чувствовались характеры, а не просто скопирована внешность. Причем Серов требовал не так уж много денег за свои работы, так как не хотел ощущать себя в плену, терять свободу творчества.

Однажды с картиной «Портрет Александра III» был такой случай: княгиня Юсупова хвалила этот портрет, называла его лучшим, а скромный художник отметил, что дело вовсе не в том, что он лучший. Дело в том, что другие портреты были совсем плохими.