Картина Валентина Серова Портрет Акимовой - Валентин Серов
Картина Валентина Серова Портрет Акимовой

Картина Валентина Серова Портрет Акимовой

«Портрет Акимовой» был написан Валентином Серовым в 1908 году. Она находится в Национальной галерее Армении. На картине Валентина Серова Портрет Акимовой изображена женщина с бледным лицом и чертами армянского типа Мария Николаевна Акимова (Акимян). У нее была весьма непростая судьба: выйдя замуж, почти сразу овдовела – муж, заядлый картежник и мот, бросился ночью в воду и утонул. Мария Николаевна осталась в когтистых лапах кредиторов. И только, второй раз выйдя замуж, она обрела своё счастье, как оказалось, недолгое.

В кресле, опершись рукой на валик, сидит женщина. У неё красивое, одухотворённое лицо с чудными глазами, чёрные волосы. Поражают контрасты этого плотна: синий валик кресла, блеск драгоценностей, палевое платье модели, ярко-красная, словно пропитанная кровью, подушка.

Эти контрасты привели в недоумение К. Коровина:

– Эх, Антоша, – сказал он, – дал бы ты мне написать эту подушку, совсем другое было бы дело.

На что Серов, смеясь, ответил:

– Подушку, наверное, я написал хуже тебя, а ты вот мне так лицо напиши.

Действительно, лицо написано так, что, посмотрев на него, долго его не забудешь. Кто же изображённая на портрете женщина? Какова судьба модели? И почему именно так написал её Серов?
О Марии Николаевне Акимовой (Акимян) «ничего не известно», говорят одни источники, другие утверждают, что «повесть её жизни необычна». Вот некоторые данные о ней.

Мария Николаевна родом из небогатой дворянской семьи. В юности познала нужду, лишенья. Полюбила студента из разночинцев, и он любил её. Но родители выдали Марию Николаевну за богача-коннозаводчика. Жену он любил страстно, но ещё больше любил карты, игру. И однажды за ночь просадил всё своё состояние. Утром нашли его труп в реке: решил ли проигравшийся искупаться и утонул, или бросился в воду сам, или что ещё похуже… – так и осталось невыясненным.

На несчастную вдову хищной стаей набросились кредиторы, ростовщики – и от распродажи городских домов, поместий, заводов мужа ей не досталось ни копейки. Снова нужда, бедность. Через несколько лет Мария Николаевна познакомилась с южным помещиком, человеком умным, любителем искусств, собравшим большую коллекцию произведений русских и зарубежных художников. Красота молодой женщины поразила его, он полюбил её. Но жениться на ней не мог – уже был женат на нелюбимой женщине, за которую взял огромное приданое и, в случае развода, не получал ничего. Продав несколько полотен из своей коллекции, он выручил немалые деньги и подарил их Марии Николаевне, обеспечив ей вполне сносную жизнь. Они поженились, когда умерла жена помещика.

Серов писал портрет М. А. Акимовой в 1908 году, в тот период, когда все её тревоги и несчастья остались позади, минувшие воспоминания улетели-растворились, как дурной сон. Она была счастлива. Но жить Марии Николаевне оставалось немного: резкие повороты судьбы, переживания, частые болезни сломили её силы. Вскоре она умерла.

Видно, с каким увлечением писал Серов портрет Марии Николаевны. И живописные контрасты на полотне – это словно отражение её тяжелой, противоречивой судьбы.

В конце 1908 года портрет экспонировался на выставке «Союза русских художников». Он поразил современников: «Голова написана так, как Серову редко удавалось» (И. Э. Грабарь);
«Снова в портрете индивидуальность самого изображенного лица. В бледном личике с чертами грузинского или армянского типа есть что-то, дающее целую повесть о женской жизни» (С. С. Голоушев);

«За прекрасно написанным лицом, в котором так просто разрешены технические трудности, чувствуется нервная, немного уставшая душа современной женщины. Долго не отходишь от портрета, манит он своей глубиной» (Ю. Д. Гуров);

«Портрет г-жи Акимовой прямо изумителен по красиво, легко и художественно решённой красочной задаче. Серов – мастер громадного художественного значения, гордость, слава и надежда русского живописного искусства» (Лазаревский);

«Это шедевр кисти Серова. На мой взгляд, – лучшее свидетельство постоянного роста этого художника и лучшая, наиболее «радости» дающая вещь всех выставок этого года» (Миклашевский). Какими же средствами добился такого результата художник? – вопрошает критик.

Серов реалистически передаёт то, что видит. Но это реализм, далеко ушедший от «реализма» передвижников: у Серова есть и «толкование» натуры, и художественный субъективизм. «Если вы вглядитесь и вникните в нежную живопись этого лица, вы увидите не только импрессионизм (передача мерцания натуры, подчёркивание цветовых контрастов, примат впечатления), вы найдёте и стилизацию в тонах и линиях, подчёркнутое выявление именно этого характера, как он запечатлевается в душе художника. Всё это есть, но всё это применено с таким чувством меры, с изящной скромностью, с подлинным художественным целомудрием, без дешёвых эффектов, без выкриков, без модничанья».

В 1908 году, когда Акимова позировала Серову, был как раз тем периодом счастья, когда все её злоключения были уже позади, Но, к сожалению, жить Марии Николаевне оставалось совсем немного – переживания привели к болезням, а те понемногу надломили ее. Вскоре она умерла.

Серов полностью прочувствовал непростую судьбу своей модели. Живописность, контрастность – говорят о той фанатичной увлеченности, с которой художник работал над портретом. Показав публике картину на выставке в Союзе художников, Серов поразил многих своих современников. Все отмечали индивидуальность, великолепно прорисованные черты лица, которые отражают усталость души, некую измученность.

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет Акимовой» был написан на стыке двух жанров – это уже не реализм в общепринятом значении, но и не импрессионизм с его мерцанием и контрастами. Серов действительно вышел за рамки стилей – и поэтому написал шедевр. За ним последовали портреты Мартироса Сарьяна, Иды Рубинштейн и многих других. В искусстве наступало новое время, двадцатый век, столь богатый течениями живописи, набирал обороты.