Фамилия художника Серова знакома, наверное, каждому русскому человеку. Автор знаменитой «Девочки с персиками» считается одним из самых популярных и знаменитых художников русского искусства.
Валентин Александрович Серов, такого его полное имя, являлся графиком и живописцем, чей талант признавали при жизни. Серов дружил с Репиным, от которого заимствовал много технических и живописных элементов творчества, ходил в Академию Художеств и постоянно занимался живописью, совершенствуя свои умения.
Направление, в котором он работал, принято определять, как реализм. И действительно, глядя на картины Серова трудно не начать дивиться реалистичности и живости изображенных сцен. Но главным в его творчестве суждено было стать жанру портрета.
В нем проявился весь талант Серова, вся его любовь к запечатлению людей и их привычек, костюмов и окружающего интерьера. Мастеру удалось найти свое место в мире искусства, и он стал главным портретистом России.
Валентин Серов, за всю свою долгую и плодотворную жизнь, запечатлел на холстах и бумагах множество деятелей культуры своего времени. Он много работал для Третьякова, заполняя его коллекцию «выдающихся людей», но и выполнял работы для себя.
Одним из его интереснейших портретов можно считать изображение писателя А. П. Чехова или, как его всегда называл Серов, «Неуловимого Чехова». Почему же он так его назвал? Ответ кроется в самом изображении.
Валентин Александрович брался писать Чехова множество раз, но никогда не был полностью удовлетворен результатом. Ему хотелось отметить каждую деталь, подчеркнуть значимость Чехова. И только этот портрет, исполненный в 1903-м году, почти удовлетворил художника.
Написанный быстро, на бумаге и в графичном монохроме, портрет запечатлевает неуловимую сущность писателя с непревзойденной легкостью и живостью, свойственной всем портретам кисти Серова.
Обычно, начиная работу над портретом, Серов долго «обхаживал» свою модель, наблюдая ее в жизни. В случае с Чеховым художник сразу принялся за работу, так как писатель в последние годы жизни редко бывал в Москве.
Серову очень не хотелось откладывать сеансы до весны. Поэтому он решил немедленно отправиться к Чехову, чтобы сделать с него хотя бы беглую зарисовку. Предварительно он послал Чехову свою визитную карточку с припиской:
«Многоуважаемый Антон Павлович. Получил я Ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти завтра к 10 часам утра, быть может, Вы сможете уделить мне часа полтора».
Однако и этот сеанс не удался. Несколько сеансов всё же состоялось до 11 декабря 1900 года. Достоверных данных о том, что Чехов позировал Серову впоследствии, не сохранилось.
И. Э. Грабарь вспоминал: «Серов не довольствовался одним лишь рисованием с натуры, рисуя много по памяти. Он обладал редчайшей способностью до иллюзии восстанавливать в своём воображении облик человека.
Только однажды ему удалось получить несколько коротких сеансов для акварельного рисунка с Чехова, и оно сделал с него портрет проникновенной психологической глубины, чему немало способствовало отсутствие на лице пенсне, всегда извращающего естественный взгляд человека».
И. С. Зильберштейн полагал, что этот рисунок Серов рассматривал как один из подступов к будущему большому портрету. Сохранилось интересное воспоминание М. П. Чеховой.
На ее вопрос: «Как у Вас идет работа над портретом Антона Павловича?» – Серов ответил: «Ну какой же это портрет? Портрет большой, настоящий я только собираюсь писать».
Сам Серов, как свидетельствует художник Н. П. Ульянов, находил свой набросок «не совсем удачным».
Портрет Валентина Серова Портрет А. П. Чехова хранился у сестры писателя М.П. Чеховой. Он стал одним из первых экспонатов чеховской коллекции, переданных ею для музея А. П Чехова в Москве.
В связи с созданием в 1934 году Государственного литературного музея в числе многих других материалов этот портрет вошёл в собрание ГЛМ. Копия портрета представлена в отделе ГЛМ «Дом-музей А. П. Чехова», оригинал хранится в фондах.