Картина Рембрандта Давид и Ионафан - Рембрандт Харменс ван Рейн
Картина Рембрандта Давид и Ионафан

Картина Рембрандта Давид и Ионафан

Голландец по происхождению, Рембрандт, бесспорно, является одним из величайших художников всех времён и народов, внесших неоценимый вклад в мировую живопись.

Конечно, в первую очередь, в этом сыграл свою роль талант художника, во многом же этому способствовало то, что Рембрандт перед написанием каждой своей картины тщательнейшим образом изучал тему, взвешивал все доводы и теории, продумывал, кого-чего на какое место ставить. Так же произошло и на этой замечательной картине.

С 1716 года картина находилась в собрании Яна фан Бейнингена, затем в собрании дворца Монплезир в Петергофе, а с 1882 года в Государственном Эрмитаже. Полотно было куплено на аукционе в Амстердаме в 1716 году по поручению Петра I.

Сюжетом картины Рембрандта является библейская легенда. Ионафан, сын царя Саула, и юноша Давид были очень дружны между собой. Но деспотичный царь Саул, позавидовав популярности Давида среди народа, воспылал страшным гневом. Поэтому, следуя совету Ионафана, Давид решается спасаться бегством.

На картине запечатлен момент прощания. Юный Давид бросается в горестном порыве на грудь друга, его волосы разметались по плечам, тело содрогается в рыданиях. Ионафан, старший по возрасту и по общественному положению, ласково поддерживает Давида и со снисходительной грустью смотрит на него, своим спокойствием умеряя бурный взрыв горестных чувств молодого друга.

В этой картине художник предстает во всеоружии своего зрелого искусства. Психологическое состояние людей обрисовано с большой выразительностью. Оба друга потрясены предстоящей разлукой и этому горячему чувству дружбы, вспыхнувшему с особой силой в минуту опасности, созвучно в картине все. Оно находит отзвук в романтичности окутанного предгрозовой атмосферой пейзажа.

Впечатление напряженной эмоциональности создается также колоритом картины. Изумительной красоты сочетание нежно-розового, золотистого, зелено-голубого в залитой светом центральной группе мягко выделяется среди окутанного тенью серовато-коричневого окружения. Одежды написаны пастозными, рельефными мазками. Фигуры как будто излучают свет, а богатые одежды представляются
по-настоящему драгоценными.

Вероятно, написанию этой скорбной картины способствовали тяжелые события в личной жизни Рембрандта, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На смену эффектным драматическим сценам ранних картин художника приходит поэтизация повседневного бытия: преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как в картине «Давид и Ионафан», в которой глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев.

Саулу Рембрандт придал свои черты. Давид же весьма напоминает своим обликом и поведением женщину. Возможно, в этой картине оживает воспоминание о прощании художника с его любимой женой, рано ушедшей из жизни Саскией.

Безусловно, как художник голландец вносил какие-то свои авторские дополнения в основной сюжет, но сам сюжет не менял. Мог он также сделать картину в картине, сюжет в сюжете, но и в этом случае автор шедевров не отходил от истины, полученной им в ходе исследований. В нашем случае это – сюжет из Библии, а если точнее – из Ветхого Завета.

Царь Саул, когда-то друживший с Давидом, возомнил вдруг, что последний хочет убить его и занять трон. Поэтому решил убить его сам. Ионафан был сыном Саула и, узнав о замысле отца, поспешил предупредить Давида, с которым дружил самой искренней, близкой, доверчивой и верной дружбой.

Давид вынужден спасаться от царя и бежать. И вот, на картине изображено тяжёлое прощание двух лучших друзей (происходящее, кстати, у камня, название которого переводится с древнееврейского как разлука). Ионафан весьма опечален, это видно по его лицу, но старается держаться. Давид же рыдает безутешно на груди друга, не в силах сдерживать горьких чувств от тяжкого расставания.

Начиная примерно с этого периода (а в этот период умерла его любимая супруга и модель для картин и рисунков) и далее, Рембрандт будет всё более проникновенно передавать чувства людей, душевные переживания, радость и боль посредством изображения и добьётся в этом деле непревзойдённого профессионализма.