Картина Марка Шагала Давид и Вирсавия - Марк Шагал
Картина Марка Шагала Давид и Вирсавия

Картина Марка Шагала Давид и Вирсавия

Марк (Мовша) Шагал родился в Витебске, в еврейской семье, получил традиционное домашнее образование. Основным элементом его картин всегда была еврейская народная культура. Часто художник визуализировал пословицы на идиш, обращался к библейским сюжетам. Призвание творца для него было неразрывно связано с национальным самоощущением.

В тридцатых годах прошлого века французский издатель Воллар предложил Шагалу сделать иллюстрации к Библии. Прежде, чем начать рисовать, Марк отправляется на землю предков.

Именно там он черпает вдохновение для 77 работ, иллюстрирующих тексты Ветхого Завета. Яркие и лиричные, самобытные и проникновенные, картины эти, по сути, являются квинтэссенцией человеческих чувств и описанием природы взаимоотношений.

Царь Давид — один из любимейших персонажей Шагала, ему посвящено пятнадцать картин. Литография «Давид и Вирсавия» по праву считается одной из самых известных работ библейского цикла. Как повествует Священное писание, Вирсавия была невероятно красива и, когда царь Давид впервые увидел девушку, то, соблазнился ее красотой. Муж Вирсавии, Урия, в это время был на службе в армии Давида. Царь отправил письмо командиру армии, в котором приказал отправить Урию в самое опасное сражение, чем обрек его на верную смерть. Впоследствии Давид женился на Вирсавии, и она оставалась его самой любимой женой, но их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Царь Давид позже раскаивается в содеянном грехе. В итоге он получил прощение от Господа, и вместе с Вирсавией они стали родителями царя Соломона.

На литографии «Давид и Вирсавия» Марка Шагала зритель видит два лица, мужское и женское, слитые воедино, как символ слияния мужского и женского начал. Объяснение подобному соединению встречается в Новом завете — в «Послании к Ефесянам», где мы находим знаменитую фразу о браке: «и будут двое одна плоть» (Еф.5:31). Взгляд Давида при этом направлен прямо на зрителя, в то время как лицо Вирсавии развернуто в профиль.

Художнику удается передать яркую индивидуальность двух героев, образующих единое целое. Рука Давида в нижней части полотна держит арфу, которую можно рассматривать как древнееврейский струнный инструмент киннор, упомянутый в Библии. Музыка в творчестве художника наполняет глубоким смыслом сцены с влюбленными, определяя бесконечное чувственное притяжение друг к другу.

Интересно, что эта работа была особенно дорога автору: бабушка и дедушка художника носили имена главных героев этого библейского сюжета, и они прожили вместе всю жизнь.

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. «Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, к созданию которых Шагал приступил еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель Амбруаз Воллар заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже посетил Израиль, Сирию и Египет, чтобы самому пройти по местам, описанным в Священном писании. Впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей. К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик остались не изданными — Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте. Но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи.

В 1956 году Шагал открывает для себя цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям. Затем художник стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

«Библейские сюжеты» Шагала до наивного просты в исполнении. Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Как современный художник, Шагал воплотил в библейских иллюстрациях в равной мере земное и небесное начала, и осуществил прорыв от реального к сверхреальному, как бы объединив принципы искусства Нового времени и Средних веков.

Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание тесной связи человека с Творцом и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. Сам Шагал никогда не комментировал свои работы из данного цикла. Он считал, что «произведения искусства должны говорить сами за себя». Но при этом добавлял, что стремился выразить своими формами и красками идеал братства и любви.

Миссию художника Шагал видел в том, чтобы поведать людям о великом промысле Творца и невероятной красоте созданного Им мира: «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Потому все произведения Шагала в той или иной степени являются философскими размышлениями о Творце и Его творении.

В воспоминаниях «Моя жизнь» художник признается: «работа — вот моя молитва». Но равнодушие к обрядовой стороне религии не исключало глубокий интерес мастера к духовным основам Священного писания: «Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов».

В итоге через весь жизненный путь, полный радостей и больших испытаний, Марк Шагал сохранил трепетное, по-детски личное общение с Богом: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». Этой близостью к Творцу проникнуты, созданные им образы.

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было еще восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург, где его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих.

В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне.

Марк Шагал уже на заре своего творчества смог обрести совершенно неповторимый стиль. Исследователи отмечают глубокую связь работ Шагала с традицией лубка, народной живописи. И это не случайно, ведь Марк Шагал испытывал огромный интерес к своим истокам, к народной еврейской культуре в целом. Житейская мудрость парадоксальным образом сочеталась в его работах с детским восторгом перед жизнью.

В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).

Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь». В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

В 1937 г. художник принял французское гражданство. По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930— 1939 гг.).

С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения, вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.), обновили язык монументального искусства.

«Давид и Вирсавия» – самая известная работа библейского цикла. Для Шагала сюжет Торы – волнующая история любви мужчины и женщины. Царь Давид однажды случайно увидел в купальне обнаженную Вирсавию – девушку удивительной красоты. Вирсавия была замужем, но муж ее, Урия, полководец Давида, в тот момент находился на войне. Давид послал Урию на верную смерть, в самое страшное сражение, а после его гибели женился на той, которую возжелал. Позднее царь раскаялся в содеянном, но их с Вирсавией сына Соломона короновал на царство после себя, хотя Соломон был далеко не первым отпрыском.

Давид – один из любимейших персонажей Шагала, ему посвящено пятнадцать картин. На полотне «Давид и Вирсавия» зритель видит два лица, мужское и женское, слитые воедино – как символ слияния мужского и женского начал. Позднее этот мотив возникает уже в Новом завете – в «Послании к Ефесянам», знаменитой фразой о браке: «и будут двое одна плоть». Однако на полотне Вирсавия отвернулась от царя – по всей видимости, она грустит о своем убитом муже. Рука в нижней части полотна держит арфу. Очевидно, это прямое указание на то, что Давид играл на арфе и даже, по преданию, является автором нескольких псалмов.