Картина Поля Гогена Видение после проповеди - Поль Гоген
Картина Поля Гогена Видение после проповеди

Картина Поля Гогена Видение после проповеди

«Видение после проповеди» – это первая работа художника на тему веры. Гоген написал ее под большим впечатлением от религиозности бретонских женщин, которых мы и видим на полотне.

Картина привлекает внимание своей композицией. Она словно поделена по диагонали стволом дерева. Этот символичный прием, заимствованный у японской традиции, призван разграничить нижнюю часть, где мы наблюдаем молящихся женщин и проповедника, и верхнюю, где происходит действие – сюжет борьбы Иакова с ангелом. Таким образом автор хочет подчеркнуть противопоставление реального мира духовному.

К Иакову, герою книги Бытия, снисходит Бог в образе ангела. Человек борется с ним в попытках добиться благословения и прощения своих грехов. Некоторые источники утверждают, что образно Иаков боролся не с Богом, а со своим страхом и недоверием.

Несмотря на то, что женские фигуры в национальных костюмах изображены на первом плане и занимают большую часть полотна, внимание приковано к библейскому мотиву. Этот эффект достигается путем нарочного контраста в использовании красок, динамики, ритма. Нижняя часть статична и выполнена в строгих, повторяющихся сочетаниях цветов. Верхняя – энергичная, яркая и метафоричная.

В левом верхнем углу картины можно заметить корову. Традиционно древние люди приносили животное в жертву, поэтому этот элемент дублирует смысл библейской притчи и символизирует искупление и смирение, страстное желание быть прощенным.

Внимательно вглядевшись в лица изображенных людей, вы заметите, что проповедник похож на самого Гогена, а женщина, написанная в профиль, на музу художника – Мадлен Бернар.

В настоящий момент работа хранится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге как одна из самых узнаваемых работ мастера, написанная в стиле синтетизма.

Таинственный шедевр Гогена, на котором изображен бретонский религиозный праздник, был написан осенью 1888 г. Темой видения послужила борьба Иакова с ангелом, описанная в Книге Бытия. На переднем плане слева и справа молящаяся девушка и священник, склонивший голову, изображены с закрытыми глазами, что свидетельствует об их глубоком внутреннем восприятии видения. Схватка Иакова с ангелом интерпретировалась по разному французскими писателями и художниками XIX в., которые видели в ней аллегорию борьбы за отделение религии от государства и роста религиозных сомнений либо отношения рода людского к божественному. Трактовка Гогена отражает его представление о приобретенном ценой больших усилий мистическом понимании художника, недостижимом для обычных людей.

ИАКОВ. В Ветхом Завете близнецы Иаков и Исав были сыновьями Исаака и Ревекки. В одном из эпизодов ночью у ручья Иаков сражался до рассвета с ангелом. Не сумев победить Иакова, ангел не назвал своего имени, но сказал Иакову, что его именем отныне будет Израиль. Тогда понял Иаков, что боролся он с Богом.

Эту картину часто считают первым шедевром Поля Гогена. Как образ, сочетавший в себе мистическое и повседневное, он стал поворотным моментом на его творческом пути как художника. Картина под названием «Видение после проповеди» была написана в 1888 году, когда Гоген жил в деревне Понт-Авен в Бретани, на северо-западе Франции. Идея картины была такова: группа бретонок в характерных церемониальных головных уборах только что услышала проповедь, прочитанную священником. История была о том, как Иаков боролся с таинственным ангелом. Теперь, когда проповедь закончилась, набожные женщины видят перед собой проповедь в виде видения.

Как писал Гоген своему другу Винсенту Ван Гогу во время создания картины, «пейзаж и битва существуют только в воображении людей, молящихся после проповеди». Обратите внимание, как Гоген разрезал композицию надвое, нарисовав ствол дерева по диагонали на холсте. Это помогает разделить картину на отдельные части: слева — реальность, а справа — привидение. Переводя воображаемое содержание людей, которых он нарисовал, в реальные элементы произведения, Гоген решительно порвал с условностями натурализма в искусстве XIX века. А использование ярких цветов, наиболее очевидным из которых является красный ковер в верхней половине картины, не только усиливало визуальную смелость изображения, но и отличало его от традиций современной живописи того времени. Чтобы лучше представить развитие живописной манеры Гогена с этим изображением, стоит сравнить «Видение после проповеди» с чуть более ранней картиной Гогена, написанной двумя годами ранее в 1886 году.

В «Четырех бреттонских женщинах» (вверху) отчетливо чувствуется влияние французского импрессионизма, с пунктирными мазками и теплым, равномерным светом. Бретонские женщины, хотя и несколько стилизованы в своих позах, представлены в натуралистической манере. В то время как две картины имеют много общего — в основном отсутствие горизонта на обеих картинах — более поздний образ во многом связан с новыми идеями Гогена об искусстве, которые наряду с другими художниками, такими как Эмиль Бернар и Морис Дени, он назвал бы синтетизмом.

В «Видении после проповеди» чувство реализма уступило место чему-то более творческому. Усилены контрасты в цвете, белые головные уборы белее, а синий материал нарядов темнее.

Прежде всего, с точки зрения стилистического развития, Гоген позволил себе заполнить большие области картины одним цветом, несколько сгладив изображение, придав ему эффект лоскутного шитья.

Создав новое понятие искусства в конце 1880-х и начале 1890-х годов, Гоген и его друзья стремились объединить (или синтезировать) внешний вид мира со своим внутренним стремлением выразить чувство. Основными инструментами этого синтеза будут визуальные элементы линии и цвета, в то время как акцент на реализме будет подавлен.

В этом радикальном упрощении формы и цвета Гоген нашел много вдохновения в японских гравюрах на дереве таких художников, как Хиросигэ и Хокусай, которые в то время хлынули во Францию.

Привлекаемые яркими цветами и четкими формами, японские гравюры на дереве имели уникальную привлекательность для поколения европейских художников 19 века. Яркие контрасты и асимметричные композиции понравились многим: Винсент Ван Гог, Эдгар Дега и Анри де Тулуз-Лотрек были страстными коллекционерами этой импортированной формы искусства. И Гоген тоже.

От бизнесмена до художника

Значение «Видения после проповеди» в развитии Гогена можно лучше понять, взглянув на его личную историю.

Прежде чем стать художником, Гоген несколько лет был успешным бизнесменом. Его самая прибыльная работа была парижским биржевым маклером, занятие, которое приносило ему годовую зарплату в 30 000 франков в год (около 150 000 долларов США на сегодняшний день).

После того, как он женился и создал семью с датчанкой по имени Метте-Софи Гад, Гоген и его жена в конце концов переехали в Копенгаген. Именно здесь его деловая хватка, казалось, пошатнулась, когда его попытки продать брезент не увенчались успехом.

Гоген всегда думал об искусстве. В конце 1870-х годов, когда ему было около тридцати, он начал вращаться в парижских художественных кругах. Теперь, когда его бизнес потерпел крах, стремление Гогена стать художником переполняло его.

Недовольный своей жизнью в Дании, он бросил жену и пятерых детей и вернулся в Париж. Он стал проводить больше времени в некоторых малонаселенных регионах Франции, особенно в Бретани.

Здесь он нашел более традиционный образ жизни, со своим языком и религиозными обычаями, что соответствовало его растущей озабоченности «примитивизмом» — представлением о том, что современное цивилизованное человечество каким-то образом утратило свой духовный и творческий баланс. В Понт-Авене он стал учителем небольшой группы других художников, где к нему присоединились Морис Дени и Эмиль Бернар.

Гоген также воспользовался возможностью путешествовать. В течение следующих нескольких лет он посетил Панаму и Мартинику. Позже он путешествовал и в конце концов поселился на Таити во Французской Полинезии.