Картина Паоло Веронезе Брак в Кане Галилейской - Паоло Веронезе
Картина Паоло Веронезе Брак в Кане Галилейской

Картина Паоло Веронезе Брак в Кане Галилейской

Паоло Веронезе считается одним из величайших колористов и непревзойденных живописцев 16 века. После того, как художник расписал плафоны библиотеки Сан Марко, жизнь его изменилась: только монументально-декоративная роспись стала основным материалом его творчества.

В венецианском городе он занимался росписью фресок, храмов, церквей, портретов на заказ, и работа талантливого живописца не оказалась незамеченной. Венеция стала тем местом, где он большую часть своей жизни посвятил живописи. Огромная по своим размерам картина «Брак в Кане Галилейской» была написана по просьбе монастыря Сан Джордже Маджоре с 1562 по 1563 г. В конце 18 в. картину захватила наполеоновская армия и передала в Лувр. Она была разрезана на части для удобной транспортировки, а в Париже уже сшита заново.

На первом плане нам предстает обильное и поражающее своим размахом пиршество, на котором присутствуют богатые гости, слуги, подающие различные блюда, и сам Иисус Христос, сидящий строго посередине. С правой стороны сидит Святая Дева. Фигура Христа вызывает спокойствие и умиротворение и напоминает нам о Тайной вечере, но главной идеей художника было изобразить дух праздника, сделать акцент именно на пышности костюмов, ярких красках и живописных деталях. Воссоздана атмосфера новейшего венецианского пиршества, а среди него помещены пирующие реальные персонажи.

Виктория Колонна, которую многие знают как музу Микеланджело, сидит с левой стороны, облокотившись локтем о стол. Франциск 1 склонился к своей жене там же, слева. Тициан, Тинторетто, Бассано и сам автор попали в группу артистов с инструментами. Шумно кипит толпа пирующих и внизу, и на верхнем балконе. Картина так и звенит различными голосами. Все заканчивается далекими, причудливыми великолепными строениями и мягкими сияющими небесами.

Белый, голубой, сиреневый – особые цвета в картине. Мы видим плавный переход от одного цвета к другому. Через серебряные амфоры, упругие шелка к голубому оттенку белой колонны, легкости облаков, которые плывут по зеленому небу лагуны, белый цвет прогрессирует и тихо растворяется в серебряном блеске света полотна. Красный цвет сочетается с прохладным синим, зеленым, а теплые цвета контрастируют с глухими оливковыми и коричневыми тонами.

На полотне «Брак в Кане Галилейской» изображен Христос на брачном пиру в галилейском поселении Кана в момент совершения своего первого чуда: когда закончилось вино, Он по просьбе Матери превратил в него воду. Среди гостей были и несколько учеников.

Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562. Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Свободно интерпретируя библейский сюжет, Веронезе превратил его в праздник венецианской свадьбы. Новозаветное событие представлено в роскошных архитектурных «декорациях», каких не могло быть в галилейской деревушке на заре христианской эры. Они напоминают постройки Андреа Палладио, архитектора позднего Ренессанса. Некоторые фигуры облачены в исторические одежды, тогда как костюмы других поражают роскошью и великолепием совсем иной эпохи. Библейские герои окружены современниками художника. По легенде, музыкант в белой одежде на переднем плане картины — это сам мастер.

В Лувре выставлена гигантская по своим масштабам и поражающая величиной дара создателя картина – «Брак в Кане Галилейской». Писал полотно знаменитый венецианский художник Паоло Веронезе на протяжении года.

В 1563 году он завершил грандиозную работу, которую разместили в трапезной католического монастыря заказавшие ее монахи Сан-Джорджо Маджоре.

На картине изображена евангельская сцена совершения Христом первого чуда: превращение воды в вино, когда оно внезапно закончилось ко всеобщему огорчению. Это происходило на праздновании бракосочетания в галилейском селении Кана.

Большой, изобилующий яствами стол, по центру которого сидит Иисус с Матерью, рядом с ними несколько учеников. Голова Марии покрыта черным платком как символ скорого траура по Христу. Всего на холсте уместилось около 130 персон. Визуально разделить их размещение на картине можно на три зоны.

На переднем плане – пышное застолье с островком музыкантов посередине. Достоверного портрета живописца Веронезе не сохранилось, но легенда гласит о том, что человек в белом одеянии с виолой в руках – автопортрет автора. Остальные музыканты группы тоже в реальной жизни были художниками – корнетист Бассано, Тициан и завершает квартет великий Тинторетто. Сами виновники торжества – жених с невестой находятся в левой стороне стола с краю.

Среднюю часть картины занимают суетящиеся слуги. Над головой Христа изображено символическое действие: мясник поднял нож над тушкой ягненка – знак будущей жертвы.

Верхний план занят античными колоннами, коих в реальном Кане быть не могло. С белых мраморных балконов следят за пиршеством любопытные зеваки. Вдали сияет безмятежное небо, по нему вальяжно плывут облака, и парят стайки птиц.

Достижение Веронезе в мастерском умении гармонично соединить религиозный сюжет с роскошными нарядами своих современников и атмосферой праздников Венеции XVI века.