Анализ картины Петра Верещагина Рынок в Нижнем Новгороде - Анализ картин
Анализ картины Петра Верещагина Рынок в Нижнем Новгороде

Анализ картины Петра Верещагина Рынок в Нижнем Новгороде

Картину “Рынок в Нижнем Новгороде” написал русский художник Петр Верещагин, для которого характерен интересный прием: возвращение к собственным удачным сюжетам.

Так, первый вариант “Рынка” он создал в середине 1860-х (предположительно в 1867 году), сегодня полотно хранится в музее Нижнего Новгорода.

Сюжет полностью продублирован в 1872 году и определен на данный момент в Третьяковскую галерею. По некоторым данным, существует еще один дубль, датируемый 1876 годом.

“Рынок в Нижнем Новгороде” – самая “многолюдная” картина Верещагина

Обычно его работам присуща линейная перспектива. Искусствоведы отмечают схожесть композиций и сюжетов, но “Рынок” – неожиданно “заселенное” полотно художника. И если раньше, чтобы передать черты того или иного города, он отдавал яркие акценты природе или зданиям, в этом полотне, для ясного изображения новгородского духа, ему понадобились горожане.

Работы Верещагина тем особенно ценны для истории, что с фотографической точностью передают городские пейзажи. Но в этой картине – не только тщательная четкость архитектуры Нижнего Новгорода, но и его сущность. Многочисленные жители, деловито снующие по рыночной площади. Кто-то торгует, кто-то торгуется. Кто-то привычно пришел за свежими новостями, а кто – просто с интересом наблюдает за происходящим.

Мы видим и купцов, промышляющих яствами, и коробейников, и шарманщиков. Такое чувство, что от картины исходит характерный базарный гул.

Небо издалека потихоньку затягивается тучами, но есть абсолютное ощущение, что теплый дождик никак не помешает торговле. Зато грозовые облака бросают очень приятную тень на всю палитру полотна.

Верещагин учился в Академии художеств в том числе и за эту работу в 1867 году был удостоен звания классного художника 2 степени. Окончил же учебу в звании классного художника 3 степени.

В 1873 году за “Рынок в Нижнем Новгороде” и еще несколько пейзажей получил академика пейзажной живописи.

Художественные работы Верещагина преисполнены фотографичностью, зритель словно разглядывает только что снятый на фотокамеру кадр, что, несомненно, большое достижение его таланта для временных рамок, в которых он творил – девятнадцатый век.

Также для большинства работ Верещагина свойственна линейная перспектива, критики отмечают, что картины художника очень схожи друг с другом по композиционному построению и использованию сюжетов, однако «Рынок в Нижнем Новгороде» – самая «густонаселенная» картина, обычно художник расставляет яркие акценты на природе и архитектуре, передавая внутренние особенности того города, который он изображает, но для того, чтобы показать все внутреннее содержание Нижнего Новгорода, его дух, художнику, несомненно, потребовались его горожане, которые толпами гуляют по суетливой рыночной площади, разглядывая всевозможные яства, сувениры – в общем, все то, что привезли сюда богатые купцы и лавочники.

Путешествуя по всей Российской Империи, Верещагин создал множество пейзажных полотен таких крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург, Киев и Севастополь, не обделил своим внимание художник и небольшие города Поволжья, побывал в западных губерниях, в Финляндии, особо поражают воображение виды Урала и Кавказа, ну и, конечно, крымские города были излюбленными местами художника.

Поэтому, вопреки расхожему мнению сообщества искусствоведов, каждая картина Верещагина обладает своей неповторимой индивидуальностью. Так, Великий Новгород – крупнейшее торговое пересечения Российской империи, шумная рыночная площадь издает громкий, веселый гул, который эхом отражается в небесную высь, вот-вот готовую разлиться теплым летним дождем. Нависшее над городом полугрозовое небо диссонирует с горожанами, которые так увлечены процессом выбора товаров и их покупки, а может быть, напротив, оно подгоняет любопытных людей вернуться в свои дома и освободить душную, разгорячённую площадь.