Натюрморт «Сирень и незабудки» Игорь Грабарь написал в 1905 году, в подмосковной усадьбе Дугино, где он гостил у друга Николая Мещерина.
Вот что художник рассказывал в книге воспоминаний:
«Еще чистокровнее импрессионизм проявился в натюрморте, написанном мною в мае 1905 года. я увидал на рояле корзину, на этот раз круглую, плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать «Сирень и незабудки», известную картину Русского музея. Она имела исключительный успех у художников и публики; в музее ее вечно копировали, почему редко можно было подойти к ней вплотную.
Когда я ее окончил, приезжавшие в Дугино художники ее очень хвалили, по всей видимости, искренно и от души, мне же она показалась скучной и суховатой по выполнению, а главное слишком механической в своем дивизионизме, лишенной того живописного нерва, который один вносит в художественное произведение подлинно животворящее начало. Правда, я отдавал себе отчет в том, что нельзя передать целую копну таких миниатюрных цветов, как незабудка, в которых переливаются голубые, синие, сиреневые, розовые, зеленые и желтые краски, одним обобщающим тоном; сама фактура цветка диктовала фактуру живописи, но все же в результате получилась иллюзорность не чисто живописного порядка, а порядка фотографического, мне всегда ненавистного.
Я кончал еще кое-какие мелочи в картине, когда в Дугино приехали Серов и Остроухов.
Я не знал, что их сюда привлекло; они еще ни разу здесь не бывали. Мы с Мещериным повели их в мастерскую, смотреть наши вещи. Я показал картину «Сирень и незабудки», очень понравившуюся обоим. Мне пришлось доказывать, чем она не хороша.
Серов, нахмурившись, брякнул, обращаясь к Остроухову:
— Кокетничает».
Важное уточнение. Не ищите эту картину в Русском музее. Сейчас она входит в собрание Ярославского художественно музея. Гораздо больше Грабарю нравился его натюрморт «Цветы и фрукты на рояле» (1904), который изначально попал в Ярославский музей. В 1925 году художник распорядился обменять картины. Так популярный натюрморт «Сирень и незабудки» оказался в Ярославле, а в Русский музей отправились «Цветы и фрукты» — об этой картине будет следующий пост.
Сам художник вспоминал, что его натюрморты всегда отражали настроение. Вот и картина «Сирень и незабудки» (1904г.) – пронизанная солнечным светом, радостью, сиреневым благоуханием. Около натюрморта словно чувствуется яркий цветочный аромат. Хотя сам И. Грабарь был не очень доволен этой картиной. Ему она показалась «скучной и суховатой». Натюрморт написан в стиле французского импрессионизма, удивляет и радует чувственностью, наполнено эмоциями, владевшими художником, когда он увидел цветы, скромно стоящие на крышке рояля.
В центре картины белый кувшин с сиренью белой и розовато-сиреневой и стоящая рядом широкая низкая корзиночка с незабудками. Чистый синий цвет незабудок подчеркивает, оттеняет бледно-сиреневый и белый цвета вазы с ветками сирени. Как вспоминал сам автор натюрморта, он, увидев в доме своего друга стоящие на крышке рояля вазу и корзинку с цветами, бросил рядом еще одну ветку сирени и стал писать. Чувство радости, счастья, пронизанное жизнеутверждающими эмоциями весны, исходит от этого художественного полотна.
Зритель получает двойное ощущение весенних, солнечных, ароматно-цветочных эмоций, благодаря четкому отражению цветочной композиции на темном, блестящем фоне лакированной крышки рояля. Такое глубинное отражение усиливает восприятие зрителем тех чувств и эмоций, которые стремился передать зрителю художник.
На заднем плане видны стулья, стоящие в ряд у стены. На стене висит небольшая картина в светлой раме. Возникает чувство, что люди, слушавшие чью-то игру на рояле, вышли в сад, вот-вот вернутся… А цветы на рояле живут своей жизнью, они наполняют комнату собой, своим благоуханием, весенним чистым воздухом. Цветы словно привнесли с собой в комнату солнечный свет, который впитали в себя, когда еще только расцветали в саду.