Пастельная техника является главным видом, которую широко использовал в своих работах известный русский мастер пейзажей Исаак Левитан. С помощью пастели, этого мягкого, рассыпающегося материала, можно добиться воздушности, расплывчатости и нежности в самой работе. Детализация при этом не требуется, поскольку каждый элемент просматривается четко. Это полотно является одним из этюдов, показывающих мастерство живописца. На переднем плане находится лестница, не отличающаяся крутизной. Она ведет зрителей на террасу одного из домов. По обе стороны дорожки высажены кусты сирени, которые в данный момент окутаны белоснежным облаком цветов. Но вечером, когда опускаются сумерки, от белого цвета ничего не остается, они становятся небесно-голубыми. А плавные, нежные тени кажутся прозрачными.
Пастель, как известно – очень мягкий рассыпчатый материал, посредством которого можно создавать воздушные, расплывчатые, нежные работы, и не вдаваясь в детализацию, передать многое.
Картина Белая сирень Исаака Левитана – одна из серии многочисленных этюдов художника, показывающий нам его великолепный талант в быстрых и удивительных зарисовках. На ней изображена пологая лестница, ведущая на террасу некоего усадебного дома.
Пышные кусты распустившейся белоснежной сирени, раскинувшиеся по обеим сторонам дорожки, как бы приглашают нас войти в дом. В вечернем таинственном свете сумерек гроздья кажутся небесно-голубыми, их белизна настолько яркая, они будто бы светятся, впитав в себя сияние уходящего майского дня. Особую загадочность придают плавные, нежные, почти прозрачные тени.
В доме ещё пока не зажгли свет – ещё недостаточно темно, чтобы сидеть со светом, но и не так уж светло, чтобы сидеть без него. Мы видим в черных окнах отражение ещё горящего сизой краской, затухающего небосвода. Становится сыро, повеяло прохладой. Воздух остывает, появляется роса. Над травою начинает стелиться дымкой туман (синее пятнышко в левой нижней части картины, за сиренью), цвета сгущаются.
Нельзя не заметить то, как тонко художник сумел показать вечерний воздух, как точно передает он состояние сумерек. Изображать сумерки довольно сложно, потому как художник, когда пишет работу, сам страдает от недостатка света и краски его могут подвести и обмануть; к тому же сумерки длятся минуты, темнеет очень быстро. Поэтому можно с точностью утверждать, что этот этюд был выполнен быстро, не более, чем в пределах четверти часа!
На улице еще не слишком темно, поэтому в доме огни еще не зажигали. Окна в нем темные, но в них явственно отражается небосклон, который горит разноцветными красками. На улице повеяло сыростью, прохладой. В воздухе уже нет дневного майского тепла, на траве, цветах и листьях оседают капельки прозрачной росы. Вот и туман не заставил себя ждать. Его можно увидеть, если присмотреться к нижней части полотна, там, где кончаются кусты сирени.
Левитан умело показывает даже воздух, который этим вечером окутывает пространство вокруг дома, сами сумерки. Это очень сложное занятие, подвластное только непревзойденному мастеру. Даже Левитану приходится трудно, ему всегда не хватает света. Да и краскам не всегда можно доверять. Более того, сумерки всегда кратковременны, потом наступает темнота. Судя по таким признакам, можно говорить о том, что этюд Левитану пришлось выполнять на повышенной скорости. На всю работу у него ушло не более пятнадцати минут. Вот это действительно мастерство!