Картина Ивана Шишкина Вид в окрестностях Петербурга - Шишкин Иван
Картина Ивана Шишкина Вид в окрестностях Петербурга

Картина Ивана Шишкина Вид в окрестностях Петербурга

Не слишком известное по сравнению с более поздними творениями великого Ивана Шишкина, полотно было создано в 1856 г. для первого конкурсного испытания в Академии художеств. Высокое мастерство автора было вознаграждено малой серебряной медалью и получило немало лестных отзывов от признанных, маститых художников. Особенно было отмечено большое портретное сходство пейзажа с натурой.

Картина Ивана Шишкина Вид в окрестностях Петербурга отличается от привычных шишкинских произведений данной тематики кропотливой прорисовкой мелких деталей. Четкий абрис персонажей, словно лубочная картинка, кажется слишком контрастным.

Сюжет очень прост, незамысловат, и имеет обычный бытовой подтекст.

На переднем плане лошадь неспешно тащит повозку с дремлющим извозчиком. По-видимому, монотонный скрип телеги убаюкали возницу, и сон принял мужчину в свои теплые объятия. К тому же, его сморила усталость после тяжелого труда – на втором плане виднеется поле с высокой скирдой сена и сжатая полоса на нешироком поле. Зритель понимает, что крестьянин возвращается с работы. Путь лежит через лес, куда въезжает телега по мосткам через овражек. Поскрипывание колес, глуховатый стук копыт, негромкое похрапывание – единственные звуки, нарушающие умиротворяющую тишину окрестностей. Сон возницы ничего не тревожит. Вокруг – звенящая тишина, и ни души вокруг.

Автор создавал это произведение для конкурса молодых мастеров в художественной академии. Он был награжден серебряной медалью совсем небольшого размера, но получил огромное количество лестных отзывов об этой работе. Особенно было отмечено сходство пейзажа с натуральной природой. Автор смог через свою работу максимально приблизиться к тамошнему пейзажу, преподнести зрителю натуральные оттенки живого мира.

Картина написана в ярких тонах, с четкими, ровными контурами. Даже мелкие детали были контурированы максимально ровно. Палитра очень контрастная.

На холсте изображен обычный бытовой сюжет. На переднем плане лошадь медленно тащит не груженую повозку; в ней дремлет извозчик. Его сморила медленная езда и тяжелая работа, после которой он возвращается домой.

Дорога лежит через небольшой лес и поле от картины, кажется, слышно пение птиц. На втором плане видно большое поле, на нем – большой стог сжатого сена. Вокруг – кипучая жизнь и вместе с тем – всепоглощающая тишина природы; скрип колес, похрапывание извозчика и стук копыт лошади нарушают эту тишину.

Вокруг извозчика – лес и поляна в цветах. Безумно яркое небо, едва затянутое облаками над лесом. Справа на первом плане расположился кустарник.

В этой картине художник смог максимально четко прописать контуры листьев, цветов и веточек на деревьях. Каждая мелкая деталь тщательно прорисована в свете и тени. За счет этого картинка выглядит невероятно яркой и насыщенной. В ней много солнечного света и от полотна будто веет теплом.

Буквально каждый пейзаж Шишкина шедеврален. Все они наполнены спокойствием, тишиной и умиротворенностью. В том числе благодаря этой картине автор снискал всемирную славу.

Лиственный лес, цветочная поляна, бездонное лазурное небо с облаками над верхушками редколесья в глубине холста, составляют изумительный по настроению пейзаж. В этой работе художник смог применить свое выдающееся умение максимально точно, детально воспроизводить красками мельчайшие прожилки листьев, крохотные шишки на хвойных деревьях, корневища многовековых исполинов, заросли валежника, редкие по неброской красоте луговые и полевые цветы.

Если вглядеться в раскидистое высокое дерево в левой части полотна и группу деревьев у горизонта, можно заметить, насколько филигранно изображены мелкие листочки кроны, нависшей над дорогой. Столь же замечательно прорисован кустарник в правой стороне.

В картине столько солнечного света и летнего зноя, что зритель буквально ощущает на себе струящийся с холста жар и знойное дыхание погожего дня.

Шишкину наиболее удавались пейзажи, наполненные величавым спокойствием, царственной, ничем и никем не нарушаемой тишиной. Картина “Вид в окрестностях Петербурга” прекрасно иллюстрирует его неповторимый талант, снискавший автору славу и почитание по всему миру.

Шедевр пейзажной лирики хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.