Картина Ивана Шишкина Вид окрестностей Дюссельдорфа - Шишкин Иван
Картина Ивана Шишкина Вид окрестностей Дюссельдорфа

Картина Ивана Шишкина Вид окрестностей Дюссельдорфа

Известная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла русскому пейзажисту И. Шишкину звание академика в 1865 году.

В это время художник пребывал в Германии на стажировке. Вместе с другими воспитанниками тамошней Академии художеств он много писал в лесу Тевтобурга, который расположен вблизи Дюссельдорфа. Шишкину безумно нравились здешние пейзажи, которые напоминали красоту уголков природы России.

Все увиденное он с большим удовольствием переносил на холст. Выполненные пером произведения И. Шишкина были высоко оценены почитателями искусства, а сам художник писал о том, что «сделался здесь известным», что его «везде показывают», и часто спрашивают, не тот ли он Шишкин, что «так великолепно рисует».

Известнейшая картина мастера кисти «Вид окрестностей Дюссельдорфа» была написана именно возле Дюссельдорфа, ее заказал именитый коллекционер из Петербурга Н. Д. Быков.

Перед созданием шедевра Шишкин написал много этюдов подобной тематики, некоторые из набросков даже стали отдельным произведением.

Изображенный пейзажный вид интересен строго организованной композицией, мастерским соединением небесного и земного пространства. Художник передал на холсте состояние природы перед надвигающейся грозой. Оно чувствуется в сгущающихся облаках, их сложном и разнообразном освещении, в бегущих по земле тенях. Шишкин стремится передать красоту расстилающейся перед ним долины с засеянными полями и речкой, текущей между холмами. Умение вместить в ограниченное пространство холста ширь и дыхание далей и при этом остаться верным своему методу тщательной проработки всех деталей пейзажа, сохранить их материальную осязаемость будет свойственно произведениям Шишкина на протяжении всего его творческого пути.

В небольшом варианте, принадлежащем Третьяковской галерее, и в большой картине из собрания Русского музея нашли воплощение уроки и опыт, приобретенный Шишкиным за годы работы в Германии. Молодого русского художника привлекали в немецком искусстве основательность рисунка, что изначально было сильной стороной натуры пейзажиста, четкость композиционных построений, интерес к созданию пейзажа-картины с панорамным охватом природного вида. Ему импонировала в натурных работах не этюдная незавершенность пейзажей, а их полная «окончательность», высоко ценившаяся в это время русскими художниками. Все эти особенности дюссельдорфской школы живописи, индивидуально переработанные Шишкиным, в дальнейшем претворятся в его самостоятельных монументальных произведениях.

Начиная же работу над заказом, художник не смог сразу определиться с сюжетом. Первозамысел Шишкина – изображение на полотне пейзажа после прошедшей грозы. Однако через некоторое время художник изменил свои планы и решил изобразить пейзаж в ожидании грозы, а не после нее. В целом картина очень воздушна, наполнена светом.

Каждому, кто созерцает эту картину, природа представляется живой, можно ощутить ее тепло и задушевность. Художник очень мастерски вырисовывает каждый элемент полотна. Справа, в верхнем углу полотна живописец поместил мрачную тучу, заслоняющую солнце.

Именно эта деталь свидетельствует о приближении грозы. Здесь мастер кисти филигранно отображает изменения в природе при помощи контраста и насыщенности тонов. Гроза у Шишкина символизирует радость жизни, ведь люди и не думают убегать от непогоды, а ощущают себя частицей природы.