Картина Ивана Шишкина Утро в сосновом лесу - Шишкин Иван
Картина Ивана Шишкина Утро в сосновом лесу

Картина Ивана Шишкина Утро в сосновом лесу

При первом взгляде на картину появляется впечатление, что она живая. Так написать художественное полотно мог только живописец, тонко чувствующий живую природу. Картина предает нам чувства и эмоции, резвящихся поутру, медвежат. Кажется как будто это вовсе не дикие лесные звери, а маленькие домашние питомцы вышли поиграть на поляну.

На переднем фоне своего произведения Утро в сосновом лесу Шишкин изобразил маленьких медведей. Двое из них уже вскарабкались на упавшее дерево, третий медвежонок пытается к ним присоединиться. Последний медвежонок предпочитает одиночество. Он отошел в сторонку от своих братьев и смотрит куда – то вдаль. На заднем фоне картины художник изобразил лес и опускающийся на землю туман.

Мастерство пейзажиста, певца русского леса, как часто называли его современники, проявилось в этом произведении в полную мощь. Художник словно приглашает вместе с ним войти в нетронутую человеком лесную чащу. Сосновые дебри живут по своим законам. Огромные деревья растут и умирают, подчиняясь только природным циклам. Когда-то буря с корнем вырвала из земли могучую сосну. На ее сломанном стволе спокойно чувствует себя семья медведей. Никто не тревожит их незатейливую звериную игру. Эта группа на переднем плане прежде всего и привлекает к себе внимание. Любому, кто останавливается у картины, интересно рассматривать хозяев леса, и кажется, что именно они составляют главное содержание полотна.

Внизу, в левой части холста, стоит подпись – И. Шишкинъ 1889, а ниже под ней просматривается другая – К. Савицкiй, но она перекрыта мазком и не сразу видна. Какую-то тайну содержат в себе две подписи художников-друзей. В письме к родным в марте 1889 года Савицкий сообщал, что в представленной на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» и он, Савицкий, «не совсем отсутствовал», так как писал в ней семейство медведей, а Шишкин – лесной пейзаж. Третьяков купил картину с выставки, заплатив за нее крупную для пейзажного произведения сумму – 4 тысячи рублей, четвертую часть от которой получил Савицкий.

Художник шутливо говорил, что они с Шишкиным «убили медведей и шкуру поделили! И я участник в 4-ю долю». Во всех каталогах выставок и у Павла Третьякова картина всегда значилась с авторством только Шишкина, поэтому, возможно, сам Савицкий мазком кисти закрыл свою подпись.

Хотя звери и занимают центральное положение на холсте, истинный герой произведения – пейзаж, девственный лес. Вершины сосен окрашены первыми солнечными лучами, но в глубокой низине еще лежит холодный сиреневый туман, в котором мягко рисуются теснящиеся стволы деревьев.

Растиражированная популярность картины снизила у широкого зрителя серьезность ее восприятия. За поверхностно воспринимаемой занимательностью сюжета ее критики не видели искреннего, без малейшего намека на сентиментальность интереса художника к могучей силе природы, которым он увлекает и зрителя. В основе живописного метода Шишкина лежит рисунок – внимательный, любовный, точный. Его языком он передает свое восхищение мощью ветвистых сосен, красотой узора переплетенных сухих ветвей на фоне утреннего тумана.

Особая притягательность полотен Шишкина – в многообразии фактурных приемов. Кистями разной величины и их различной нагруженностью красочным тестом художник воспроизводит белые головки цветов, ломкие травы, покрывающие землю мхи.

Сочетание строго выверенной композиции с безупречным колористическим решением и убедительной выразительностью живописи делает картину одним из наиболее удачных произведений Шишкина.

Складывается впечатление, будто это не обычные деревья, а волшебные живые существа. В какой – то момент картина начинает казаться сказочной.

В своем произведении Шишкин демонстрирует любовь и привязанность к природе, показывая всю ее неповторимую красоту.

Существует несколько вариантов истории создания картины. Некоторые считают, что идею пейзажа Шишкину подсказал Савицкий. Изначально на полотне был изображен только волшебный утренний лес, а медвежат дорисовал уже потом Савицкий. Когда картина стала известна, и ее приобрел Третьяков, художник Савицкий не предъявлял на не авторские права. К тому же Третьяков заявил, что покупал картину Шишкина. Именно так он и стал единственным автором произведения.

Существует и другая версия. Когда Шишкин писал картину, он пытался показать глубину и мощность русского леса. Изначально предполагалось, что по лесу будут гулять зайцы, но они вряд ли могли передать задумку автора. Поэтому и появились на пейзаже медведи. Но эти истории появления знаменитого русского художественного произведения полностью ни кем не обоснованы. И как на самом деле создавался пейзаж до сих пор остается загадкой.