Иван Иванович Шишкин в течение всей своей творческой жизни глубоко погружался не только в природу саму по себе. Его главной задачей было передать человеческую взаимосвязь с ней.
Одним из образцов такого воссоединения с природой является картина художника “Пасека в лесу”. Ведь собирающий на лесной пасеке мед крестьянин – прекрасный сюжет, чтобы изучить и передать эту взаимосвязь. Видно, что живописец отлично понимает, как живут простые люди, сроднившиеся с кормящей их природой
Главные черты, которые И. И. Шишкин сам отмечал в своем характере, были честность и прямота. Действительно, он достаточно рано определил свой путь в искусстве и всегда прямолинейно заявлял творческую позицию. Избрав центральной темой художественной деятельности пейзаж, художник оставался верен своему выбору до конца жизни. Неутомимый труженик, он постоянно совершенствовался не только в технике масляной живописи, но и создавая рисунки карандашом, пером и тушью, работал в технике офорта.
Небольшая картина «Пасека» Ивана Шишкина создавалась в эмоционально тяжелый для автора период. В 1881 году он потерял новорожденную дочь, а затем и свою вторую жену – художницу Ольгу Лагоду-Шишкину. Какое-то время Шишкин не мог работать и пытался заглушить душевную боль вином. Но постепенно тяга к творчеству вернула художника к жизни. В небольшой картине из собрания Третьяковской галереи словно звенит мотив одиночества. Стволы срубленных деревьев и сломанные ветви, лежащие на первом плане, воспринимаются как приметы неухоженности и заброшенности старой пасеки в лесной глуши. Лишь уголок облачного неба с летящей стайкой птиц дарит зрителю надежду на незримое присутствие в пейзаже человека.
Картина Ивана Шишкина созвучна многим литературным произведениям русских писателей и поэтов второй половины XIX века. Она словно иллюстрирует строки из «Записок охотника» Ивана Тургенева: «…когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он (Калиныч) свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под однообразное жужжание пчел и болтливый лепет листьев». Поэтическим чувством искренней любви к родной, до боли знакомой природе проникнуто каждое произведение великого пейзажиста.
Графические этюды и наброски к картине находятся в Государственном Русском музее. Мотив, ставший основой для картины, ранее был использован Шишкиным в работе «Пасека в лесу» (1876, Новгородский государственный художественный и архитектурный музей-заповедник).
Главной на этой картине является природа. Картина полностью окружена деревьями, а на передний план затекает спокойная маленькая речушка, по краям которой растет неухоженная трава. На заднем плане виднеются домики с соломенной крышей. Наверное, здесь, рядом с пасекой и живет крестьянин.
Герой картины – старый седой мужчина с бородой, одетый в холщовую рубаху, простенькие штаны и лапти. Видно, что собирать здесь мед для него дело привычное и даже рутинное. Спокойной размеренной походкой он идет по направлению к улью.
На картине изображено семь ульев, уходящих в глубь леса жемчужной цепью. Несмотря на ощущение спокойствия и тишины, которое навевает это произведение, картина достаточно динамична. Кажется, будто старичок вот-вот двинется с места и пойдет собирать мед, переходя от одного улья к другому. Воображается пение птиц, стрекотание кузнечиков и шорох ветвей деревьев на легком теплом ветру.
Стоит отметить и тона, которые Шишкин использовал для работы над своим творением. Чтобы передать жаркую погоду, художник выбрал приглушенные желтые оттенки. Ими изображена земля и оттенена выгоревшие на солнце листья и деревья.
Отдельного внимания заслуживает небо. Хотя оно и затянуто облаками с небольшими просветами голубизны, понятно, что погода жаркая и солнечная. Художнику удалось передать и легкий ветерок с помощью легкого, едва заметного наклона травы и деревьев.
В целом картина прекрасно вписывается в творчество гениального русского пейзажиста Ивана Шишкина. Но от многих его работ “Пасека в лесу” отличается именно изображением человека, живущего в условиях девственной, почти нетронутой природы.
Отчасти человек подстраивает природу под собственные нужды, но по большей части сам покоряется ей и становится ее неотъемлемой частью. Этим особо ценно это произведение великого русского мастера пейзажа, с такой любовью передающего на своих картинах красоту родной природы.