Анализ картина Ивана Шишкина Мухоморы - Шишкин Иван
Анализ картина Ивана Шишкина Мухоморы

Анализ картина Ивана Шишкина Мухоморы

Картина «Мухоморы» относится к жанру этюд – зарисовки, имеющей некоторое ощущение незаконченности. Действительно, приходит на ум, будто художник писал ее скорыми мазками под мимолётным впечатлением от нетронутой природы: ее разнообразия, непосредственности, богатства красок.

Главные «герои» картины Ивана Шишкина Мухоморы – семейство мухоморов, расположившихся в чаще леса. Каждый гриб отличается размером, формой шляпки, насыщенностью цвета. Эти особенности наделяют их характером. Молодые грибы крепкие и задорные, с упругой мясистой шляпкой и белоснежными крапинками. У старожил можно заметить признаки увядания, надломы.

Окружающий лес написан нечетко и размыто, с нарочитым опущением мелких деталей и реалистичности. Это создает прекрасный фон и выгодно оттеняет группу мухоморов. По сравнению с травой и деревьями она изображена тщательно и ярко. Такой контраст приковывает внимание и восхищает.

Масляные краски изумительно передают плотность, сложную структуру и натуральный колорит леса. Кажется, что вот-вот можно вдохнуть ароматный запах листвы и почувствовать влажную прохладу густой чащи.

Лесные обитатели, живущие у самых корней и покрывающие землю разноцветным ковром, привлекали внимание Шишкина не меньше сосен-гигантов и громадных дубов. Здесь художник использовал иную живописную оптику. Далекие перспективы сменяются в небольших этюдах максимальной близостью к «героям», эпическое обобщение уступает камерному лирическому настроению. Пышные травы и скромные лесные цветы, грибы, бархатные мхи и шершавые лишайники – самая малая малость бескрайнего леса достойна внимания художника, который не устает ими любоваться.

Подобные натурные штудии, конечно, служили Шишкину подготовительным материалом при написании больших полотен, и этюд «Мухоморы» – явно не исключение. Такую же яркую семейку невозможно не заметить, к примеру, на более ранней картине художника «Рубка леса» (1867, Третьяковская галерея). Тем не менее самостоятельную ценность крошечных этюдов осознавали и сам автор, и поклонники его таланта. Не случайно поздние прижизненные выставки Шишкина состояли преимущественно из небольших работ, а коллекционеры охотно приобретали лесные «натюрморты», полные природной естественности и живописного обаяния.

Лес всегда был богатой «канвой» для русских народных сказок. В нем водилась нечисть, а доблестные герои боролись со своими страхами и побеждали зло. Мухомор в свою очередь – частый атрибут колдовской силы, заговоров и превращений.

Именно такое ощущение создает картина. Зритель неожиданно оказывается в сказочном, нереальном пространстве, где прячется тайна. Картинка напоминает видение или сон, чары, наложенные загадочными лесными обитателями, ядовитыми грибами и ягодами.

Полотно являет собой жемчужину среди работ кисти Ивана Ивановича Шишкина и занимает почетное место в Третьяковской галерее. Картина передает любовь художника к родине, его умение увидеть и понять кроткую красоту русской природы.