Анализ картины Ивана Шишкина Березовая роща - Шишкин Иван
Анализ картины Ивана Шишкина Березовая роща

Анализ картины Ивана Шишкина Березовая роща

Иван Шишкин завершил работу над произведением «Березовая роща» в 1896 году. Полотно выставляется в залах Ярославского художественного музея. Этот русский мастер пейзажа создал поистине натуралистичное изображение родного пейзажа. Шишкин использует сложную технику рисунка, его картины очень подробны. Он прописывает каждую мельчайшую деталь в тонких лепестках изумрудной травы, в серой жесткой древесной коре и сочных березовых листьях, обильно заполонивших стволы деревьев. Все здесь говорит о неистовой любви к земле и природе, березы будто символизирую светлое отечество.

Живописец изобразил на полотне остров Валаам. Мы видим самое прекрасное время – лето. Вся зелень настолько сочная, что просто нельзя ей не радоваться. Живописец сумел передать ее свежесть и красоту. Сколько оттенков зеленого цвета использовал Шишкин.

Чтобы максимально естественно изобразить каждую травинку и каждый листик. Они далеко не одного монотонного цвета. Деревья, освещенные лучами летнего солнца максимально естественными. Мы не просто видим их, а словно ощущаем легкое дуновение летнего ветерка, который ласково колышет листья и траву. Так и хочется оказаться здесь, чтобы насладиться красотой и особой тишиной, наполненной еле слышными звуками природы. Вот-вот застрекочут кузнечики и зашуршат слегка потревоженные листья. Каждая деталь прорисована Шишкиным максимально точно. Возникает ощущение, что это даже не картина, а фотография.

Художник изобразил обычный летний день, который весь проникнут солнечным светом. Нежно-голубое небо, сочная зелень, тихая речка, что может быть прекраснее этого тихого очарования природы. Такая красота, на первый взгляд. Незаметна. Ее можно увидеть каждый день. Но именно в этом ее подлинная сила. Только мастер может не только увидеть, но и передать на своей картине живую природу, которая вся напоена летним солнцем. В повседневной жизни мы все куда-то спешим. На некогда остановиться и прислушаться.

Шишкин любил природу и умел передать ее красоту. Мастерство художника – подметить незаметное, найти необычное в обычном, услышать звуки тишины.

Вся природа на картине объемна. Каждый камень полностью осязаем, каждая травинка и листья деревьев объемны. Так хочется их потрогать, и кажется, что это вполне реально.

К моменту создания этого полотна современники уже прозвали художника «богатырь русского леса» за верность одному сюжету. Еще одно прозвище живописца, «бухгалтер листочков», говорило о его творческом методе. В своих работах Шишкин уделял внимание мельчайшим подробностям: древесной фактуре, травинкам, листам.
О художнике

Любовь к лесным пейзажам возникла у художника еще в детстве: Шишкин вырос в Елабуге, где по берегам реки Камы росли вековые деревья. Он часто гулял среди них, и многие исследователи считают, что именно елабужские леса определили его любимую живописную тему.  Рисовать Шишкин начал рано, однако родители не поддерживали его увлечение. Особенно сильно досадовала мать: она беспокоилась, что сын рос «маляром», а рисунки звала «пачкотней бумаги». Даже когда художник добился мирового признания, она все еще переживала о его выборе.

Яков Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках» рассказывал: «Шишкину захотелось повидать у себя мать — крестьянку, никогда не бывавшую в городе. Написал ей, и та решилась приехать. Как вошла она в комнаты, увешанные картинами в золотых рамах, и увидела прочую городскую обстановку — обратилась с укором к сыну: „Ах, Иван, Иван! Что же ты писал мне, будто ты маляр какой-то, а ты генерал“». Женщина была убеждена, что так хорошо живут только генералы.

Тем не менее, именно в профессии художника Шишкин достиг настоящих высот. Живописца по праву называли «верстовым столбом русского пейзажа». Его картины хвалил император Александр III, а полотно «На опушке соснового леса» мечтал купить Николай II. Однако самодостаточный художник никогда не преклонялся перед властью и предпочел продать эту работу своему племяннику Николаю Стахееву.

Картина написана преимущественно зелеными, голубыми, коричневыми и белыми оттенками. Она полна солнца и теплоты летнего леса. Смотря на нее, вы словно погружаетесь с атмосферу жаркого дня, вокруг опьяняющий воздух, наполненный мягкими ароматами трав и коры деревьев. Все пронизано множеством звуков, издаваемых птицами, насекомыми и лесными животными, что притаились от вас неподалеку. Картина не застывшая, она находится в движении.

Легкими мазками по холсту автор пишет саму жизнь. Это читается, прежде всего, в ее нижней части, где расположились маленькие, дикие белые цветы. Их лепестки отрываются от соцветий под порывами свежего ветра и разлетаются по всему полотну, мягко озаряя его. Эта жизнь видна в наклоне трав, которые тянутся к свету, чтобы напитать свои силы и вырасти до самых небес.

Заметьте, что поверхность земли неровная, она будто поднимается в левую сторону.

Кажется, словно усталый путник по дороге к живописной вершине на краю леса присел отдохнуть на пару минут с этой густой, березовой роще. Но, лицезрея все это великолепие, он застыл на месте. Теперь он не может пошевелиться, поскольку все окружающее пьянит его своей естественной красотой и силой.