Анализ картины Ивана Шишкина Дебри - Шишкин Иван
Анализ картины Ивана Шишкина Дебри

Анализ картины Ивана Шишкина Дебри

Отбросив лишние предрассудки и отвлечься от достаточно сурового названия – «Дерби», стоит отметить, что эта одна из наиболее нежных и тонких работ Шишкина. Полотно максимально пропитано некой таинственностью и неопознанностью, что обусловлено именно скрытностью лесной природы и всех ее обитателей.

Глушь, в которой художник смог заметить и услышать рост хвойных и разлитой негромкой музыкой лесного бытия, которая несет в себе нечто сокровенное, незримое и поэтичное. Зритель может видеть и большие дикие камни, которые поросли мхом.

В картине «Дебри» Ивана Шишкина проявляются лучшие художественные качества живописца. С неподражаемым мастерством он передает живую осязаемость смолистых шершавых стволов елей, хрупкую ломкость словно покрытых сединой умирающих ветвей, с фактурным разнообразием изображает укрытую мхами землю и камни. Добротная выразительная живопись позволяет ощутить буйную силу природы. Художник пользуется бесконечным количеством приемов письма. Его кисть то кладет широкие свободные мазки, передавая спутанную густую хвою деревьев, то, кажется, бежит по стволу, оставляя узкий вертикальный след, создающий впечатление трещин на коре, то вертикальными ударами на переднем плане картины воспроизводит разнообразные мхи, покрывающие землю и камни. Черенком кисти художник прочерчивает по непросохшей краске тонкие изломанные линии, изображая сухие травинки.

Живописная маэстрия проявляется у Шишкина не ради нее самой, а для выражения бесконечного богатства лесного царства, столь им любимого. Как во многих других картинах, в пейзаже «Дебри» художник создает чувственное соприкосновение зрителя с миром природы, благодаря чему общение с этим произведением доставляет истинную радость.

Художник акцентирует и открытую поляну, на которой можно увидеть и несколько небольших елочек, которые нежно и негрубо прижимаются одна к другой. Вокруг глубокий мрак, где из-за большого количества темных стволов могучих деревьев, нет возможности пробиться не единому лучу солнца. Здесь находится царство тишины, и преобладает густой и насыщенный запах хвои.

Даже птицу, которая может залететь сюда случайно, можно встретить намного реже, чем в любом другом месте. Из-за того что сюда очень редко пробивается не то что солнечный свет, но и даже животные. Из-за этого сухие ветви, будто в последней надежде тянуться вверх к свету, из-за того что мрак этой чащи всеми силами старается приглушить их рост.

Мастер таким образом показывает зрителю, естественный отбор и суровую борьбу за выживание, в которой сильный побеждает слабого. Этому могло способствовать и само настроение мастера, вместе с его нелегкой судьбой. Картина буквально пропитана особенной, волшебной жизнью всего леса.

Картина требует медленного и неспешного осмотра всех деталей, для полного проникновения в картину и пониманий эмоциональной подачи художника. Невообразимые кружева веток, которые сплетаются между собой олицетворяют паутину жизненных событий, которые описаны в картине убежденным реалистом.