Репин – русский художник, предпочитавший всем другим жанрам портер, а также изображение исторических и бытовых сцен, отражавших дух эпохи – прошлое либо современной мастеру. Мемуарист, ректор Академии Художеств. Среди его учеников были многие талантливые живописцы, особенно выделяют его вклад в судьбу Серова, которому он давал частные уроки. Картинам Репина свойственна точность, тонкость взгляда и пера.
Портреты создают о персонаже определенное впечатление, зачастую множество раз подчеркиваемое, все отличаются заметной любовью к людям – неприятных персонажах на них сложно найти.
Глядя на этот портрет, мы видим человека, пребывающего в состоянии раздумья, о чем свидетельствует немного наклоненная голова. Это говорит о недюжинном уме и разностороннем таланте, которыми в жизни обладал Менделеев. Он как бы в центре картины, что еще больше подчеркивает величие его личности. При этом на картине мы видим живого человека, о чем говорит его выражение лица и немного отведенный в сторону взгляд.
Ученый выглядит на картине весьма состарившимся, однако это обстоятельство не создает впечатление старческой немощности, а, напротив, перед нами предстает умудренный жизнью и науками человек, сделавший массу важных и полезных открытий, прославивших его и ту страну, в которой он жил и работал. Это впечатление усиливает раскрытая книга, которая в руках у Менделеева. Держа ее, ученый как бы изображен в процессе своей работы. А две толстых книги, находящиеся на столе слева от ученого, а также его одежда – шапочка четырехугольной формы и традиционная профессорская мантия, еще больше подчеркивают его преданность науке.
Для написания картины художник выбрал краски спокойных тонов, причем складывается впечатление, что фон картины немного смазан. Художник использовал этот прием, чтобы максимально сконцентрировать внимание зрителя на изображенном человеке. Написав портрет Менделеева, Репин сделал гораздо большее, чем просто изобразил человека. Великолепный мастер портретной живописи своим шедевром передал свое отношение к одному из выдающихся ученых России.
«Портрет Менделеева» – один из многих портретов, написанных Репиным, содержащий все свойственные подобным его работам черты. Это и живое, не иконописное выражение лица Менделеева, задумчивый взгляд в сторону, слегка склоненная голова.
Это и аккуратно перетекающие друг в друга цвета, смазанный фон, на котором человек выделяется так, что ничто не отвлекает от его фигуры, которая является для картины центральной. Также свойственен Репину определенный взгляд на изображенного человека – так Менделеев под его кистью прежде всего престарелый ученый муж, сделавший множество замечательных открытий и внесший заметный вклад в науку.
Это и в выражении лица Менделеева – он думает над книгой, он сосредоточен и отстранен. Это и в его одежде – мантия профессора, традиционная четырехугольная шапочка. Это и книги, сопутствующие ему – две на столе, толстые тома, подчеркивающие его ученость, и одна в руках, страницы придержаны ладонью, чтобы не разлетелись и не закрылись. Это своеобразный парадный портрет, выводящий на передний план не человека в человеке, а главную его функцию, которую он сделал целью своей жизни.