Анализ картины Ивана Крамского Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева

Анализ картины Ивана Крамского Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева

Картина «Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева» создана в 1878 году. Художник Крамской Иван Николаевич.

Размер: 90×72 см;
Стиль: Реализм;
Техника: Масло;
Материалы: Холст.

Оригинал находится в Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербурге.

Русский живописец, идейный вдохновитель Петербургской артели и один из создателей Товарищества передвижников, Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске Воронежской губернии. Рано лишившись отца, Крамской уже в 12-летнем возрасте начинает подрабатывать писарем в местной думе. В 1853 году случай свел юношу с харьковским фотографом, который взял его на службу ретушером и акварелистом. В 1857 году Крамской, не имевший художественного образования, к удивлению многих блестяще выдержал экзамен в петербургскую Академию художеств. Творчество Крамского очень высоко ценилось преподавателями, а его наставник, профессор Марков доверил своему студенту роспись плафонов в московском храме Спасителя.

Картина Крамского “Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева” – один из многих портретов в творчестве художника, посвященный известным деятелям русской культуры. Вообще, если говорить об этой традиции, то хочется заметить, что практически все работы Крамского из этого цикла “сквозят” одним общим чувством, а именно – подчеркнутой любовью и большим уважением к людям, которых он изображал на своих полотнах. Найти среди них действительно отталкивающего и отрицательного персонажа – практически невозможно.

На картине Ивана Крамского мы видим Дмитрия Михайловича Менделеева, запечатленного, по всей видимости, в момент глубокой задумчивости. Его глаза, на первый взгляд, устремленные прямо на зрителя, тем не менее блуждают и наполнены некой отвлечённой мыслью, а пальцы с усилием сжимают кусочек грифельного карандаша.

Также, сам образ великого ученого выполнен именно в той манере, в которой обычно Крамской и писал галерею выдающихся деятелей. Изображение Менделеева близко к иконописному; он словно сошел с икон Андрея Рублева или же “мученических” полотен признанного испанского караваджиста Хосе де Риберы. Приглушенный свет и отчетливо проявляющиеся в экспозиции желтые тона “доведенного до отчаяния безумия” придают фигуре Дмитрия Михайловича поразительное сходство с другой картиной Крамского под названием “Портрет Достоевского”.

Однако “безумие” Менделеева иное, нежели у Достоевского. Это не сумасшествие гения, сорвавшее вентиль экзистенциального начала, но осознание ученым некой истины и постоянный поиск уникального, нового знания.

Акцентное внимание на картине смещено на лицо Менделеева, которое светлым пятном выделяется на фоне темных тонов. Оно составляет разительный контраст с преобладанием тусклых красок и заставляет зрителя поверить, что вот уже сейчас, еще секунду назад на задумчивом лице гения полыхнет пожар озарения.

Вообще, стоит отметить, что сам Менделеев в свое время был очень близок к кругу передвижников. Он являйся одним из видных учредителей общества, а в 1878 году – тогда же и был написан данный портрет – в его квартире проходили постоянные собрания передового художественного фронта, к которому как раз и принадлежал Крамской. Пробовал себя Дмитрий Михайлович и в роли художественного критика: в том же году в “Петербуржском вестнике” выходила его статься, посвященная “Лунной ночи над Днепром” Куинджи.