Дуб, наравне с белоствольной березкой, является вечным символом русских земель. Художник Алексей Саврасов решил нарисовать картину «Дубы» практически сразу после окончания художественного училища. Несмотря на то, что работа выполнена еще совсем юным и не сформировавшимся мастером, здесь уже виден почерк в будущем знаменитого русского пейзажиста.
Несмотря на то, что работа называется «Дубы», главной целью мастера было не показать нам эти прекрасные, величественные деревья, а передать дух, настроение природы. При взгляде на картину, сразу же начинаешь ощущать этот запах речушки, протекающей между камышей. Этот аромат знает каждый с детства, он родной и всегда вызывает приятные воспоминания.
Трудно сказать, какое время суток изображено на картине. Возможно, это совсем раннее утро, когда только-только начали петь первые птички, извещающие о скором рассвете. А возможно художник изображает приближающийся закат, во время которого так приятно поют цикады, сверчки.
В самом центре работы художник изобразил два дуба. Это мощные, высокие деревья, которые уже много лет охраняют местную природу. Их стволы совсем черные, высокие. Кое-где их прикрывает сочная зелень. Деревья расположились совсем близко друг к другу. Они практически срослись, но их переплетенные, спутанные корни не мешают расти деревьям выше и выше. Дубы немного наклонены вправо. Возможно, здесь часто дуют сильные ветра и деревья пытаются укрыться от резких порывов воздуха. Но сейчас все тихо и спокойно. Рядом течет медлительная река. Она неглубокая, скорее похожа на ручеек, который появляется в этих местах только во время отсутствия длительной засухи. Река аккуратно огибает дубы, создавая небольшой поворот возле деревьев. Вокруг водоема – камыши и кустарники. В округе больше нет ни одного деревца. Все внимание приковывают только эти два многолетних дуба.
Автору прославленной картины «Грачи прилетели», известной почти каждому жителю нашей страны с юных лет, знаменитому пейзажисту Алексею Саврасову, была уготована карьера торговца. Родился он в Москве в семье небогатого купца-галантерейщика, желавшего видеть сына своим помощником. Влечение к искусству проявилось у Алексея рано, к 12 годам он самостоятельно научился писать гуашью и акварелью. Сопротивлявшийся этому «бесполезному занятию» отец выселил его из квартиры на чердак.
О «необыкновенных художественных способностях» юноши прослышали и оказали ему содействие в получении профессионального образования московский обер-полицмейстер И.Д Лужин и художник К. И. Рабус, преподаватель Московского училища живописи и ваяния, под руководством которого Саврасову там посчастливилось обучаться с 1844 по1850 годы. Исключительно одаренный и чуткий подопечный так быстро превзошел своего эрудированного и талантливого наставника, что уже в 24 года за свои успехи был удостоен звания академика.
Картина «Дубы», написанная Саврасовым в середине XIX века, была передана Вологодской областной картинной галерее в дар москвичкой К. М. Протопоповой по завещанию ее мужа, уроженца Вологды профессора А. Ф. Протопопова, в 1977 году. Это одна из ранних работ живописца. Тогда он часто изображал окрестности Москвы. Не все из этих произведений сохранились. В прессе тех лет остались отзывы о них, один из которых кажется написанным именно о нашей картине: «…небольшой пейзаж любимца московской публики даровитого нашего Саврасова. Всякий поймет, что этот осенний вид, разнообразие колеров, пятнающих партии зелени, дает чувствовать грустное исчезание красот природы. Художник разлил в пейзаже столько грации в линиях и прелести в тонах, что мы прощаем ему это грустное напоминание и, любуясь легким прозрачным воздухом, видим, что и у осени есть прекрасные моменты. Облака и воздух в картине Саврасова таковы, что под ними охотно подписали бы свое имя знаменитые пейзажисты».