Необычная творческая судьба Алексей Саврасова началась уже в то время, когда юноше исполнилось двадцать четыре года. Став академиком, он продолжал напряжённо работать, дабы успеть закончить написание картины «Грачи прилетели» для представления её на 1-й Передвижной выставке. Бесспорно, она была оценена критиками и жюри как одна из лучших картин современности. Это событие и определило значимость творчества автора в русском искусстве середины XIX века.
Необычная картина Алексея Саврасова Пейзаж с радугой. Она словно была создана другим художником, такое складывается ощущение у всякого, кто видит ее впервые. Мастер пейзажа неоднократно писал радугу, видя в ней предвестие добра и божественного благоволения. В этой работе причуда природы выглядит божественным светом прорвавшим тьму, разорвавшем глухую облачную загородку, чтобы принести в мир надежду на скорое успокоение бури.
Ровно половина пейзажа еще во власти суровой непогоды. Мечутся белые птицы на фоне черных от накопившейся влаги туч. Многоцветная светлая радуга уже разорвала грозное небо.
Другая половина пейзажа радует глаз светом и покоем. Все ушло, успокоилось, растворилось. Залитые дождем тропинки скоро высохнут, воцарится гармония.
Этюдный характер работы создает ощущение мгновенности, сиюминутности. Автор сумел «схватить» секунду, апогей, кульминацию непогоды. Используя резкий контраст, художник добивается яркости и многоплановой сюжетности в своей работе.
Картина была создана, когда личность великого мастера была хорошо известна, а его работы признаны образцом художественного творчества. Но сама атмосфера, настроение этой картине говорят о внутреннем конфликте автора. Нарушение внутреннего равновесия. Картину можно расценивать как творческий «крик». С одной стороны, работа выполнена с несомненным мастерством, с другой стороны, это эмоциональный всплеск, художественное воплощение которого автор нашел в разгулявшейся стихии.
Подобная эмоциональность совсем не присуща творчеству художника, но эта работа способна многое рассказать о непростой и такой трагичной судьбе великого русского художника.
Уже к этому времени художник, а по совмещению педагог, завоевал свой авторитет в московской художественной среде.
Им было написано много картин, однако, ни одно из полотен не могло затмить восхитительное обаяния этой работы. Красота природы на картине «Пейзаж с радугой» передана необычно свежо и чисто. Кажется, будто воздух прозрачный. Несмотря на то, что небо затянуто серыми красками, лучи разноцветной весёлой радуги, тянущейся ввысь, придают общей серости некую волшебную радость и наполняют жизнь красками. Угрюмое небо постепенно уходит вдаль, и белые птицы радостно парят в небе. Проступают светлые краски небосвода, наполняя светом всю поверхность, проникая через ели и деревья, которые тянутся ввысь, к радуге.
Эта картина лишена черт сентиментализма и эффекта панорамы, чем и отличался Саврасов от других художников. Ему был присущ метод исполнения пейзажа в реалистическом стиле. Он выбирал просто композиционный ракурс, любил экспериментировать со сложными тональными переходами и приглушённой цветовой гаммой.
Для передачи эмоционального состояния природы, обладая отличным развитым чувством чуткости, полотно в руках художника превращалось в «выразительный рассказ», который негласно описывал беззаветную любовь человека в родной земле.