Икона Дионисия О тебе радуется (конец XV века – начало XVI века) - Описание и анализ икон
Икона Дионисия О тебе радуется (конец XV века – начало XVI века)

Икона Дионисия О тебе радуется (конец XV века – начало XVI века)

Изображение, написанное иконописцем Дионисием напрямую связано с церковным песнопением. Икона первого иконописца Дионисия «О тебе радуется» изображает божественную песнь мученика Иоанна к Пресвятой Богородице « О тебе радуется, Благодатная…». Икона написана Дионисием приблизительно в период конца 15 века и начала 16 века.

На изображении Богоматерь в окружении ангелов находится в центре. Восседая на престоле, слегка повёрнутом вправо, она держит на руках младенца Иисуса Христа. Престол, на котором сидит Богородица, деревянный, широкий, с округлой спинкой. Словно радугой синих оттенков, вокруг Пресвятой Богородицы изображена слава небесная и земная.

За престолом изображен храм с куполами, цветущий райский сад. Храм белый пятикупольный, символизирующий Небесный Иерусалим. Купала и остальная кровля храма злёного цвета. Сад состоит из цветущих и плодоносящих деревьев, кустарников.

Слева стоят Иоан Претече и Иоан Дамаскин, держащий в руке свиток ( предположительно он является автором молитвы «О тебе радуется»). Справа находятся монахини, которые символизируют невинность Богородицы, как и упоминаются в песне «Богородица – совершенная дева». Нижняя часть иконы изображает, представший народ, прославляющий её и младенца. Внизу справа мученики и апостолы. Слева святители разных чинов.

Иконопись выполнена в красочной цветовой гамме, что воплощает в себе радость и прославление. Дионисий применил различные сочетания оттенков, используя плотные, светлые и холодные.

Художник-иконописец идеально изобразил взаимные отношения небесных и земных миров, не исказив их смысла – мир и гармония, единство мироздания. Видно классическое умеренное соотношение верхней и нижней частей изображения.

Иконы с сюжетом «О Тебе радуется» появились на Руси в конце XV века. Их распространение связано с важностью песнопений в честь Богородицы во время богослужений. По церковному преданию, текст песнопения «О Тебе радуется» был составлен святым преподобным Иоанном Дамаскиным.

Оно начинается словами в честь Богоматери:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный, девственная похвало…
Именно эти строки написаны вязью на золотом фоне в верхней части иконы, представленной в экспозиции.

Художник создал икону в первой половине XVI века. Он изобразил Богоматерь с Младенцем на престоле в ореоле славы («славой» называется особое сияние, которое передает святость изображенного; в иконописи его часто пишут в виде круга или вытянутого овала). На коленях Богородицы — Младенец Иисус Христос. Вокруг престола представлен собор архангелов.

Вся верхняя часть композиции написана на горе: — мастер изобразил ее как горний, то есть небесный мир. По словам отца церкви Григория Паламы, Богоматерь и Младенец пребывают в «мысленном рае».

В древнерусской живописи сложились два иконографических варианта «О Тебе радуется». В мастерских Москвы иконописцы изображали предстоящими престолу Богоматери с Младенцем святого Иоанна Предтечу и святых Улиту и Кирика. В Новгороде на иконах этого типа в верхнем ряду святых писали праведников и монахинь с преподобной Марией Египетской. На иконе «О Тебе радуется» присутствуют и новгородские, и московские особенности иконографии.

В средней части художник написал образы святого Иоанна Предтечи и святого Иоанна Дамаскина. Они держат в руках развернутые свитки, на которых запечатлены фрагменты их изречений.

В нижней части иконы изображены избранные святые. Они скомпонованы по чинам святости. Слева мастер написал пустынников, затем преподобных, святителей, пророков и праотцов. В правой части ближе к центру находятся апостолы, благоверные князья, мученики и мученицы, праведные жены, и инокини со святой Марией Египетской.

Одна из особенностей иконы — уравновешенность верхней и нижней частей композиции. Мастер написал «горний мир» удаленным от мира «дольнего» (то есть, земного). Большое пространство между ними занимают горки, украшенные травами.

Икона отличается от других подобных памятников того же времени особой красочностью. Автор выбрал сложный, «мозаичный», колорит с объемными цветными пробелами (пробелами называют светлые линии, которые накладывают по определенной системе, чтобы обозначить объемы фигур или складки одежды на иконах).

Икона происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Богородицкого монастыря «Германова строения» в Свияжске. В собрание музея она поступила в 1989 году.