Анализ картины Кукрыниксов Конец - Мировые шедевры
Анализ картины Кукрыниксов Конец

Анализ картины Кукрыниксов Конец

Кукрыниксы — единственное в своем роде тройственное содружество художников. Дружба и совместная работа Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова начались еще со студенчества. Круг деятельности Кукрыниксов весьма широк и многообразен.

Авторы больших тематических живописных холстов, они пишут и камерные лирические пейзажи, иллюстрируют произведения классической литературы. Но более всего Кукрыниксы известны как замечательные мастера политической сатиры. В плакате, «Окнах ТАСС», на страницах журналов и газет в годы Великой Отечественной войны появлялись их карикатуры, беспощадно клеймящие Гитлера и его приспешников, моральное ничтожество, звериную сущность этих горе-завоевателей.

Поэтому совершенно естественно и закономерно возникло у художников в дни победы над фашистской Германией желание показать в своей новой картине со всей достоверностью заслуженный конец «героев» своих карикатур. С этой целью они побывали в Берлине, тщательно изучали исторические материалы, спускались в убежище, где скрывался в последние дни войны Гитлер.

Кукрыниксы стремились по возможности убедительнее и точнее передать состояние понявших свой неминуемый конец фашистов в тот момент, когда над самой их головой раздался залп советского орудия, который смял, уничтожил видимость налаженного в убежище комфорта, иллюзию возможности спасения, дав ясно почувствовать всю реальность происходящего. Этот залп заставил выскочить из своего личного бункера бесноватого фюрера. Его жалкая фигура с конвульсивными движениями, искаженная страхом физиономия резко вырваны светом из зияющей черноты дверного проема.

За его спиной едва заметен перепуганный Геббельс. В комнате, где сидят телохранители фюрера, никто о нем не думает, здесь уже ни до кого нет дела, здесь все говорит о бесславном конце фашистов.

Картина Кукрыниксов «Конец» была написана в 1947-1948 годах и по праву считается самым высшим достижением в живописи известного творческого коллектива, чье искусство широко развивалось в советское время, начиная от политического плаката и заканчивая жанровыми произведениями.

Куприянов, Крылов и Соколов – три «столпа» и основателя Кукрыниксов – много рассказывали о создании данной картины, постоянно упоминая о своем стремлении запечатлеть «крах фашизма», и со своей задачей художники, пожалуй, справились целиком и полностью.

На почти квадратном холсте, слева от центра, изображен лидер фашистской Германии, Адольф Гитлер, чье выражение лица и поза выдают страх и отчаяние тирана. Он стоит в дверном проеме, комично запрокинув голову, и беспомощно пытается сохранять невозмутимое выражение лица, хотя сам вот-вот задохнется от волнения.

Интересно, что особенностью Кукрыниксов является их мастерство карикатуры, которое ясно проглядывается и в произведении на такую страшную тему, как фашизм. В результате Гитлер получается до предела трагикомичен, наравне с остальными главами движения, которые расположились за столом и даже не смотрят друг на друга.

Картина производит сильное впечатление даже на зрителя, плохо знакомого с ее темой и изображенными героями истории. Напряжение создается благодаря формату, «собирающему» фигуры очень тесно, мастерски проработанной светотени и густому колориту.

Свет падает из неопределенного источника, откуда-то справа, где скорее всего расположено окно, в которое смотрит главный герой.

Болезненный свет выхватывает лица Гитлера и его приспешников, делая акцент и не позволяя им спрятаться. Кукрыниксам удалось запечатлеть то, что боялись изображать многие художники их времени, и они сделали это с впечатляющей силой.