сли вы хоть раз были в православном храме, то наверняка видели икону «Спас в силах». Этот образ сложно не заметить: обычно он занимает главную позицию в иконостасе, являясь центром деисусного чина. Все молитвенные обращения и хвалебные песнопения будто бы стекаются к этому впечатляющему эпицентру веры.
Это не случайно: «Спас в силах» символизирует один из краеугольных камней христианской религии. Эта насыщенная символами икона – визуальное отображение Второго Пришествия Мессии, которое, по мнению верующих, состоится в преддверии Страшного Суда. И тогда грешники будут низвержены в ад, а праведники обретут вечное блаженство в Царствии Небесном.
Описание и история иконы «Спас в силах»
Начало иконографической традиции «Спаса в силах» проследить достаточно сложно. Известно одно: этот образ является подтипом весьма популярного у христиан «Спаса Вседержителя», показывающего Иисуса в апогее славы и всемогущества.
В основе иконографии «Спаса в силах» лежит концепция Страшного суда, описанная как в Ветхом, так и Новом Завете. Она упомянута в откровениях Иоанна Богослова, а также в пророческих видениях Иезекииля и Исайи.
Самой древней из дошедших до нас на данный момент считается икона Андрея Рублева. Великий русский иконописец предположительно создал этот образ в 1408 году для Успенского собора Владимирского кремля.
К сожалению, время не пощадило духовный шедевр: икона сохранилась крайне плохо. Авторской живописи практически нет: всю величественную красоту образа сгубили позднейшие поновления. Было переписано все: фоновые символы, лик и одеяния Христа.
Однако до наших дней дошел и небольшой образ-миниатюра с аналогичным сюжетом, тоже приписываемый Рублеву. Несмотря на очевидные приметы времени (поврежденные края, стершаяся позолота, потемневшее дерево), миниатюрный «Спас в силах» отражает все величие таланта монаха-иконописца, прославившегося в веках.
Несмотря на приверженность в академическому византийскому стилю и глубокий символизм образа, Иисус выглядит на образе словно живой. И что удивительно, зритель видит и ощущает двуединую сущность Мессии: он Бог и одновременно Человек!
А вот икона Дионисия, написанная почти век спустя, сохранилась несколько лучше. Великий иконописец создал ее для алтаря Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря предположительно в 1500 году. И что удивительно: образ работы Дионисия поразительно напоминает шедевр Рублева. Различаются лишь детали!
Дионисий – один из самых известных продолжателей традиций Андрея Рублева. Он считается первым в истории русским иконописцем, жившим в миру и не принявшим монашеский постриг.
Икона Дионисия тоже неоднократно подвергалась поновлениям, однако на ней сохранилась и авторская живопись. Да и поновления были более профессиональными: они не исказили замысел гениального иконописца.
«Спас в силах» является одной из главных икон, которая находится в самом центре православного иконостаса. В центре иконы мы видим Христа, который восседает на престоле. В левой руке у него Евангелие, правой рукой благословляет. В Евангелие написана фраза из книги. Начиная с 15 столетия, художники и иконописцы старались как можно чаще писать фразы из Евангелия на своих полотнах. Сюжет данной иконы, написанной Дионисием, базируется на Откровении Иоанна Богослова. Красный ромб внутри имеет вогнутые стороны. Художник вписал его в двухцветную сферу зеленого и синего цветов, которую заполнили серафимы и херувимы. Красный ромб – это олицетворение евангелистов, внутренний ромб – огонь видения Иезекииля. Ноги Иисуса Христа находятся на подножии, которое утверждено на «престолах».
На сегодняшний день есть несколько вариантов трактовки иконографии Спаса. Самым впечатляющим и более правдивым вариантом трактовки считается эсхатологическое объяснение образа, а также признание того, что первоначальным источником служат византийские апсидальные росписи V-X столетий.
Финальное сложение Иисуса в иконографии Спаса сложилось в 15 столетии, скорей всего на территории Руси.
Значение образа
Образ «Спас в силах» невероятно аллегоричен: он наполнен богатейшей символикой. По сути, в ней заложена сущность Мироздания в концепции христианства.
В центре композиции во всем величии славы предстает Иисус Христос. Здесь он – Царь Небесный и Верховный Судия, восседающий на Небесном Престоле. Великие иконописцы смогли передать очень живое и многомерное выражение лица Спаса. Его лик и грозен, и мягок одновременно!
Мессия одет в охряно-золотистый сияющий хитон. Десница Иисуса сложена в благословляющем жесте, а в левой руке он держит раскрытую книгу. На иконе Дионисия это явно Евангелие – читается отрывок на церковнославянском языке. От фигуры Спасителя исходят лучи Божественного сияния.
Раскрытая книга в руках Иисуса далеко не всегда трактуется как Евангелие. Она может быть истолкована как Книга Жизни, куда заносятся имена всех праведников, или Ветхий Завет. А еще книга – это символ Бога. «В начале было Слово», – помните?
Огромный интерес представляет собой фон иконы. Он включает в себя три стилизованные геометрические фигуры, будто наложенные друг на друга. Это:
Красный ромб. Это центральная фигура, непосредственно обрамляющая образ Иисуса. Она является знамением Небесного Огня и Божественной Славы Мессии.
Синий овал. Овал символизирует Горний Мир, то есть, Небо. Если присмотреться, на фоне глубокой зеленоватой синевы заметны лица. Это так называемые «силы», то есть, члены Небесного Воинства (ангелы, архангелы, серафимы и так далее).
Красный квадрат. Самая большая фигура, обрамляющая всю композицию, символизирует Землю и вселенское значение проповеди. Неслучайно в углы квадрата вписаны анималистические фигуры, отождествляемые с апостолами-евангелистами. Их ровно четыре: Орел, Ангел, Телец и Лев.
«Спас в силах» – это икона-пророчество. Она открывает людям будущее, когда перед лицом Верховного Судии предстанут все когда-либо жившие на Земле.
Обе древние иконы «Спас в силах» (работы Андрея Рублева и Дионисия) нуждаются в особых условиях хранения. Именно поэтому они находятся не в храмах, а в собрании Третьяковской галереи.
В чем помогает икона верующим?
Икона «Спас в силах» помогает верующим осознать не только Величие Господа, но и христианскую концепцию Страшного Суда. Это помогает укрепиться в вере и осознать, что все наши поступки когда-нибудь будут взвешены, измерены и оценены. Божий суд суров, но справедлив и неподкупен: он неизбежен и для нищих, и для миллиардеров.
Если вы желаете приобретаете «Спас в силах» для домашних молений, его следует установить в центре алтаря, между иконами Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. И не забывайте, что любая икона – это не предмет декора или языческий оберег, а своеобразное окно для общения с Богом в процессе молитвы.