Анализ советского плаката БАМ – стройка века - Советские плакаты
Анализ советского плаката БАМ – стройка века

Анализ советского плаката БАМ – стройка века

На БАМ съезжались комсомольцы со всего Советского Союза. «Необходимо было поддерживать дух строителей, настраивать их на ударную работу, а также надо было увековечить все этапы строительства магистрали, – рассказывает краевед, учитель истории и обществознания тындинского лицея № 8 Сергей Мищенко. – Как раз эти задачи выполняла наглядная агитация: транспаранты, вымпелы, памятные медали и значки, листовки с описанием трудовых подвигов и, конечно, агитационные плакаты».

Советский плакат обязан своим развитием не только идеологическим заказам партии. Он всегда живо и оперативно реагировал на самые различные знаковые события в жизни общества.

В первые годы существования нового государства, возникшего на развалинах павшей Российской империи, работы основоположников советского плакатного искусства были пропитаны революционными настроениями и призывали к скорейшей мировой пролетарской революции.

Во времена Великой Отечественной войны плакату выпала роль сплотить весь советской народ перед гитлеровской угрозой, вдохновить его на бессмертный подвиг во имя свободы будущих поколений и дать всем солдатам сил для борьбы с захлестнувшей весь европейский континент «коричневой чумой». В послевоенные годы главными героями советских плакатов стали самые обычные люди – рабочие, колхозники, трудящиеся, учителя, врачи, пожарные, милиционеры. Однако стране не хватало нового вызова, которым когда-то послужила агрессия нацистской Германии.

Советскому Союзу понадобилось нечто, способное вновь сплотить население всех пятнадцати союзных республик. Именно таким событием и стало строительство Байкало-Амурской магистрали – грандиозной по своим масштабам железнодорожной ветки. Впрочем, объявить о таком строительстве оказалось просто. Гораздо сложнее было завлечь на него рядовых жителей страны. Тут и пришёл вновь на помощь плакат. Мастера этого дела наперебой стали работы, посвящённые проекту.

Пожалуй, самой известной из них стала агитационная листовка со ставшим немногим позже крылатым названием «БАМ – стройка века!». На нём в характерном супрематическом стиле изображён обычный рабочий на фоне строящегося железнодорожного полотна. Казалось бы, ничего особенного в этом образе нет, но именно он остался в памяти целого поколения как символ легендарной «стройки века».

За агитационную работу на БАМе отвечал штаб ЦК ВЛКСМ и профсоюзы транспортных строителей. «Заданий как таковых мы не выдавали, просто направляли список тем и событий, которые нужно отметить особо: например, напомнить строителям о правилах безопасности на работе, – вспоминает начальник штаба ЦК ВЛКСМ Юрий Вербицкий. – Штатных художников и фотографов не было: все плакаты, эскизы для памятных медалей и значков создавались энтузиастами в свободное от работы время».

Многие плакаты отрисовывались вручную, что-то печаталось в ближайших типографиях: в Тынде, в Усть-Куте.

Такие плакаты и транспаранты, которые рисовались непосредственно художниками на БАМе, чаще всего призывали работников к труду с опережением графика, они гласили: «Дойдём до Умбелы!», «Даёшь БАМ – дорогу мужества!», «Есть Икабья! Даёшь Чару?», «Пассажирское движение до ст. Хани – подарок Родине в честь 65-й годовщины Великого Октября!»
«Все работы мы старались завершить с опережением графика на несколько месяцев и выполнить план к 27 октября, а не к 30 декабря. Мы готовили листовки «За себя и за того парня», это было особенно важно в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тогда большинство бригад на БАМе включило в свои ряды героев войны, и за них выполнялись дополнительные нормы», – рассказывает Юрий Вербицкий.

Известные плакаты, которые распространялись по всей стране, – «Бам – стройка века!» Игоря Овасапова, Николая Бабина и Анатолия Якушина, «Даёшь магистраль века!» Игоря Коминарца и другие, созданные художниками московской студии-мастерской «Агитплакат», тоже попадали на магистраль. Чаще всего тираж плакатов привозили пассажиры агитпоездов «Комсомольской правды».

На заводах по всему Советскому Союзу, изготавливавших материалы, технику для строительства БАМа, на информационных стендах тоже размещались плакаты и лозунги. Они призывали рабочих: «Заказы для БАМа досрочно!»

При создании этих плакатов художники продолжали следовать традициям советского агитационного плакатного искусства, заданным в 20-е годы авторами «Окон РОСТА». Рисунок отличался простотой и лаконизмом: использовалось всего несколько цветов, изображались крупные очерченные силуэты людей. Такая техника была связана с тем, что раньше плакаты тиражировали с помощью трафарета, который не позволял передать мелкие детали. На плакатах, посвящённых БАМу, центральное место отведено фигуре рабочего и образу железной дороги.

Ещё один важный атрибут наглядной агитации – кумачовый транспарант с лозунгом. Без него не обходилось ни одно торжественное мероприятие на стройке – прежде всего митинги по случаю открытия нового участка БАМа.

По словам тындинского художника Бориса Слободюка, который тогда был руководителем бригады технологического отдела филиала «Гипрожелдорстрой», на оформление митинга (установку арки, создание транспарантов и плакатов) выделялись сутки.
«Мы приходили в свободный спортзал, там сшивалось полотно, на котором мы целым отрядом художников рисовали плакат: как правило, изображение рабочих на фоне стройки, писали лозунг. Затем он вывешивался на сцене или на улице и служил фоном для выступающих, – вспоминает художник. – У нас были две мастерские: в одной стояли пресс и станок для шелкографии. А во втором – рабочие столы. Нам и этого хватало, ведь работали за идею».

По случаю открытия нового участка магистрали печатались пригласительные билеты с символикой БАМа, рисовались новые карты магистрали.

Одна из таких карт, созданная Борисом Слободюком и его коллегой Виктором Поповым, занимает сейчас почётное место в Музее истории БАМа в Тынде. Карта шириной около полуметра, выполненная из шпона разных пород дерева, дополнялась вместе с продвижением строительства. В то время она находилась в кабинете начальника Главбамстроя Константина Мохортова и была необходима для демонстрации проведённой строителями работы и масштабов стройки при проведении совещаний. Общая стоимость затрат на создание этой карты составила около 5000 руб., что по тем временам было сопоставимо с ценой легкового автомобиля.
«За высокие трудовые показатели работников старались поощрять – как раз для этого требовались значки, медали, дипломы и листовки, а лучшие из лучших ездили в поездки дружбы в ГДР, Болгарию, Польшу», – рассказывает Юрий Вербицкий.

За время строительства БАМа было создано множество памятных нагрудных значков и медалей. Они изготавливались по случаю какого-то события, к примеру укладки «золотого звена».
«Я работал над эскизом для медали «От Байкала до Амура проложили золотую магистраль» по случаю окончания строительства в 1984 году. Но с печатью возникли проблемы: у нашего пресса не хватало мощности. Мне помогли товарищи – сделали пропуск на закрытый военный завод в Амурске, только там было достаточно мощное оборудование, там и был изготовлен тираж медалей», – вспоминает Борис Слободюк.

Отдельно стоит сказать о нагрудном знаке «Я – хозяин стройки» ЦК ВЛКСМ, который получали победители социалистического соревнования. «У нас было создано целое движение «Я – хозяин стройки», в которое входили передовики производства. Мы старались донести идею личной ответственности за тот участок, на котором строитель работает, за порядок в посёлке, в котором он живёт», – рассказывает Юрий Вербицкий.

Штабом ЦК ВЛКСМ готовились листовки формата А4 «Я – хозяин стройки»: каждая была посвящена работнику – передовику производства с его фотографией и описанием трудового подвига строителя. «Эти листовки отправлялись на его родину, чтобы родные знали и гордились его трудом, – говорит Юрий Вербицкий. – А когда шёл монтаж моста через Лену неподалёку от Усть-Кута, работы велись круглые сутки, практически каждая бригада, уходя со смены, устанавливала рекорд по количеству смонтированных пролётов моста. Я лично приезжал ночью с заготовленной листовкой такого содержания: «Слава … за трудовой подвиг …», и на месте машинистка печатала имена рабочих. И мы награждали людей, только что вышедших со смены».
«То, что сделали строители, – это, на мой взгляд, уникальный случай. Об этом надо помнить и сейчас, – говорит Борис Слободюк. – Только сообща, следуя единой идее, можно было воплотить в жизнь такой масштабный проект. И мы – художники – старались этому способствовать».