Донателло создал прекрасную работу под названием «Юдифь и Олоферн». Сначала эта скульптура подразумевалась для дворца Медичи, но после того, как республика была объявлена, дворец был разграблен, работа была перенесена на площадь Синьории.
Если рассматривать эту скульптуру с точки зрения композиции, она невероятно сложна. Причем ее выразительность была намного выше других работ мастера. Кстати на ней присутствует личная подпись мастера. Раньше Донателло никогда не делал такого, но скорей всего, он настолько сам был удовлетворен своей работой, что в этот раз просто решил ее подписать.
Юдифь имеет достаточно маленькие пропорции, скромную фигуру, она выглядит очень хрупкой. Юдифь вознесла над своей головой меч и замерла, глядя в глаза Олоферна. В свою очередь Олоферн, полностью побежден не только Юдифой, но и вином, от которого он стал полностью расслабленным.
Отрешенный и суровый взгляд Юдифы в действительности способен вселять страх в любого зрителя. И это учитывая тот факт, что в общем, всей композиции не хватает достаточной убедительности, но ка бы там ни было, стоит отметить, что данный замысел, действительно поражает.
Отдельно стоит отметить, насколько качественно выполнена именно голова Юдифы. Она представляет собой уникальное создание Раннего Ренессанса. Это лицо максимально выразительно. Вместе с этим, оно величественно и не лишено красоты и прекрасных линий. Примечателен тот факт, что эта женская фигура, как раз олицетворяет храбрость и мужество, что Бог преподносит каждому, кто действительно нуждается в его помощи.
Что касается опьяневшего Олоферона, его образ производит как раз противоположные чувства, который от безысходности, подставляет под смертоносный меч свою голову. Уникальная композиция, которая показывает два таких противоположных мира.
Вероятно, Донателло был весьма доволен результатом своей работы, что подписал статую «DONATELLI OPUS», что делал довольно редко.
В период Ренессанса мастера нередко обращались к женскому героическому и пленительному образу Юдифи, в одиночку победившей завоевателей, как и юный Давид. «Книга Юдифи» относится к числу неканонических писаний и не включена в состав Канонической Синодальной Библии, описывает, как благочестивая вдова из Ветилуи поразила ассирийского военачальника, армия которого осадила ее родной город.
Маленькая, хрупкая фигурка скромно одетой Юдифи, замерла в оцепенении, подняв над головой меч и глядя перед собой сурово-отрешенным взглядом, нависнув над жертвой — расслабленным, побежденным вином Олоферном. Хотя в целом композиции недостает убедительности, образы поражают своим замыслом. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений Раннего Ренессанса, ее выразительное лицо прекрасно и величественно. Этот героический женский образ является воплощением мужества и храбрости, которые Бог дарует уповающим на Него. Противоположное впечатление производит полусонный пьяный Олоферн, покорно подставляющий свою голову под меч.
Вероятно, заказ на эту статую поступил от Козимо Медичи около 1455-1457 года, и она изначально предназначалась для украшения фонтана в саду Палаццо Медичи-Риккарди. После падения тирании Медичи в 1495 ее разместили у главного входа в палаццо Веккьо на пьяцца делла Синьория как символ свободы Флоренции; затем ее переместили во внутренний дворик, впоследствии на Лоджию деи Ланци где во времена коммуны заседал совет приоров, управляющий городом, а в 1919 снова вернули на пьяцца делла Синьория и расположили на более высокой платформе, рядом со статуей льва — символом Флоренции и «Давидом» Микеланджело. В 1980 ее отправили на реставрационные работы и на ее месте поместили бронзовую копию, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккьо. Спланированная как свободно стоящая скульптура, прекрасно обозреваемая со всех ракурсов, вероятно, она предшествовала созданию статуи Иоанна Крестителя из Сиенского собора.