Статуя представляет собой двухметровое скульптурное изображение юного рыцаря со щитом в руках и является первой портретной статуей Донателло.
Статуя Святого Георгия была выполнена по заказу цеха оружейников, согласно их желанию, святой покровитель их цеха был наделен множеством атрибутов — символами их ремесла: голову Святого воителя украшал бронзовый шлем, в правой руке он держал меч или копье, левой прижимал к груди ножны.
Молодой герой стоит, опираясь на узкий, высокий щит с изображением креста, величественно и непоколебимо, как скала, готовый отразить любую атаку, Гибкий, стройный Георгий являет собой идеал сильной личности, прекрасного человека, созвучный эпохе гуманизма, и позднее повторялся во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса. У него сосредоточенный, глубокий взгляд, его торс защищен легкими латами, небрежно наброшенный плащ покрывает плечи. Героический образ Святого, излучающий мужественную энергии, воплощает красоту молодости, мужество и доблесть воина, он ярко индивидуален, почти портретен, что типично для искусства раннего Возрождения. Вазари восхищенно описывал статую: «… голова ее выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв, и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе — столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато».
На первый взгляд Святой Георгий изображен в строгой фронтальной позе, однако фигура полна сдержанного движения — правое плечо и рука слегка отведены назад, правая нога отодвинута вглубь, голова чуть повернута, левое плечо выдвинуто, в нем своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, рельефность и насыщенность движением.
Статуя Георгия раннеренессансного типа органично вливается в интерьер готической ниши, благодаря тому, что в статуе сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, правой руки, перекрестье щита, шея, нос), но избыточной энергии, заключенной в мужественной фигуре, словно тесно в узкой нише. Мастеру оставалось сделать только шаг до свободно стоящего изваяния — таковой стала статуя «Изобилие» (1428-1431), помещенная наверху колонны на флорентийском рынке, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней.
Cвятого Георгия часто изображали и до Донателло, но обычно в виде всадника в рыцарских доспехах, поражающего дракона копьем — эта сцена изображена на рельефе цоколя статуи. Самый ранний рельеф Донателло «Битва Святого Георгия с драконом» был революционным для своего времени, он стал первым рельефом нового, т.н. живописного, типа.
«Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых — весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.
Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло»
Изваяние «Святой Георгий» было создано великим итальянским скульптором Донателло между 1415 и 1416 годами. По обычаю того времени скульптура была заказана и оплачена цехом оружейников, планировавших установить статую своего покровителя в наружной нише церкви Ор-Сан-Микеле.
Созданная скульптура превзошла все ожидания по своему великолепию. Святой Георгий, являющийся покровителем всех воинов, отправляющихся на бой для защиты идеалов гуманизма, справедливости и чистоты человеческой души. Донателло позволил себе создать молодого юношу, твердо держащегося на ногах и устремляющего свой ясный взор в далекое будущее.
Святой Георгий опирается на большой щит, на котором изображен крест – символ всей христианской веры. Он не мирный посланник – он воин, отличающийся стойкостью, верой в Бога, собственные силы и людей, готовых за ним идти.
Одного взгляда на скульптуру достаточно, чтобы понять, насколько смелым и мужественным является человек, навсегда застывший в виде каменного изваяния. Мужественности Святому Георгию придают также мощные доспехи, блеск которых был доступен к созерцанию всего несколько десятилетий.
В изначальном варианте на голове Святого Георгия имелся шлем, а в руке – меч. Многочисленные перемещения статуи, долгое ее хранение в неподобающем для этого месте и ряд других не самых приятных обстоятельств, привели к тому, что меч и шлем исчезли.
Несмотря на то, что на момент создания статуи Донателло находился в достаточно молодом возрасте, ему удалось то, что не удавалось ни одному скульптору до него. Именно Донателло впервые сумел придать неподвижной статуи видимость легкости и готовности к движению, для чего им была использована иллюзия вращательного движения.
Создание «Святого Георгия» принесло Донателло мировую славу как величайшего из скульпторов своего времени.